Основные понятия Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья Здоровье, его содержание, критерии Факторы здоровья Составляющие здорового образа жизни Здоровье в иерархии потребностей, отражение в жизнедеятельности Литература Контроль знаний
Основные понятия Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения. Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.
Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Уровень жизнеустойчивости Широта адаптации Биологическая активность органов и систем Способность к регенерации Основные критерии здоровья
Состояние самого организма Внешние причины Два источника происхождения болезни 1-й способ предупреждения болезни 2-й способ предупреждения болезни Устранение внешних факторов болезни 1-й способ более результативен, т.к. практически невозможно устранить все внешние факторы болезни, а укрепление и закаливание организма приучает его приспосабливаться к внешней среде. Оздоровление, укрепление организма
Факторы здоровья Образ жизни Наследственность Окружающая среда Здравоохранение
ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА образ жизни экология генетика здравоохранение – ишемическая болезнь сердца, 2 – сосудистые поражения, 3 – рак, 4 – диабет, 5 – пневмония, 6 – цирроз печени
Основные негативы образа жизни студентов: Несвоевременный прием пищи; Систематическое недосыпание; Малое пребывание на свежем воздухе; Недостаточная двигательная активность; Отсутствие закаливания; Курение и др. Если принять здоровье первокурсников за 100%, то к 4 курсу оно статистически снижается на четверть Хороший закаливающий эффект дают лыжные прогулки
Наследственность и здоровье мамапапа Ребенок с повреж- денными генами Предрасположенность к болезни Неблагоприятные условия среды Благоприятные условия среды Человек боленЧеловек здоров мамапапа Ребенок со здоровыми генами Предрасположенность к крепкому здоровью Неблагоприятные условия среды Благоприятные условия среды Человек боленЧеловек здоров Таким образом, уровень здоровья зависит как от наследственности, так и от факторов окружающей среды
Окружающая среда и здоровье Погода Электро- магнитное поле Экология Резкие колебания температур обостряют: январь – воспаление легких, февраль – язвенная болезнь, апрель – ревматизм, июль – кожные болезни Различные расстройства на физические излучения, профессиональные заболевания, нервно-психические перегрузки, аллергические реакции Обострение серд.-сосуд. заболеваний, усиление нервных расстройств, повышение раздражительности, утомляемости Устойчивость к влиянию окружающей среды значительно выше у людей с высоким уровнем физической подготовленности
Здравоохранение и здоровье Основные факторы риска в здравоохранении: Неэффективность личной гигиены Низкая профилактика болезней Низкое качество медицинской помощи Несвоевременная медицинская помощь
Составляющие здорового образа жизни Режим труда и отдыха Организация двигательной активности Режим питания Организация сна Личная гигиена, закаливание Профилактика вредных привычек Культура межличностного общения Психофизическая регуляция организма Культура сексуального поведения
Режим труда и отдыха - это нормативная основа жизнедея- тельности студента, имеющая свою индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здо- ровью, работоспособности, интересам). В ажно обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента. 4 час. самостоятельных занятий 12 час. восстановление организма (сон, отдых) и личное развитие (занятия по интересам, спорт) 6 час. аудиторных занятий Примерный суточный бюджет времени учебного дня студента
Организация сна 9 ч. 8 ч. 6 ч. Многоспящие Норма для студентов Малоспящие Расстройство сна называется бессонницей. Ее основные причины: перевозбуждение; бесконтрольный прием снотворных; «боязнь бессонницы»
Организация режима питания Принципы рационального питания Энергетический баланс Соотношение между белками(100 г), жирами (80-90г), углеводами( г) Сбалансированность минеральных веществ, витаминов Ритмичность приема пищи, распределение калорийности В среднем у юношей ккал, у девушек ккал., при занятиях спортом до ккал В период экзаменов потребление белков до 120 г, При занятиях спортом (развитие силы) – повышение белка (16-18% по калорийности), при развитии выносливости – увеличение углеводов (60-65% по калорийности) Распределение калорийности(%) (завтрак – обед – ужин) Три варианта
Организация двигательной активности Min необходимая величинаMax допустимая величина Оптимальный двигательный режим: 8-12 час/нед. (юноши); 6-10 час/нед.(девушки) Оптимальная двигательная активность: 1,3 – 1,8 час/день 1- патология 2 гипокинезия 3 оптимальный двиг.режим 4 гиперкинезия 5 перетренировка, патология
Личная гигиена и закаливание Личная гигиена включает: 1.Гигиена тела; 2.Гигиена одежды; 3.Гигиена обуви; 4.Дополнительные гигиенические средства (гидропроцедуры, массаж, самомассаж) Гигиенические основы закаливания: 1.Формирование потребности в закаливании 2.Систематичность 3.Постепенность 4.Индивидуальность 5.Специфичность (особенности региона) 6.Разнообразие средств (солнце, воздух и вода) 7.Хорошее настроении при закаливании 8.Активный режим (использование физ.упражнений) 9.Самоконтроль
Команда ветеранов по атлетизму Профилактика вредных привычек Алкоголь Наркотики Табак Снижение интеллекта, психическая и физическая истощенность, болезни, укорочение жизни Активное долголетие, высокий потенциал самореализации Здоровый Образ Жизни
Психофизическая регуляция организма Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает стресс, который может привести к неврозам. Методы, позволяющие лучше переносить стресс: Регулярная физическая нагрузка, снижающая тревогу; Аутогенная тренировка (волевое расслабление-напряжение мышц, об- разование условных рефлексов, влияющих на работу внутренних органов); Психогигиеническая и дыхательная гимнастика; Упражнения на внимание, самоконтроль Предлагаем познакомиться с небольшим фрагментом одной из методик аутогенной тренировки Расслабление мышц
Культура межличностного общения (КМО) – это взаимоотношения людей между собой, один из компонентов здорового образа жизни. Это уровень удовлетворенности человека с окружающей жизнью. КМО предполагает умение правильно воспринимать окружающих людей и, исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. КМО предполагает умение: Общаться в разных ситуациях, находить темы для разговора; Понимать и сопереживать; Самоанализировать; Быть открытым, гибким, нестандартным; Владеть речью, выделять существо дела; Слушать, быть терпимым к недостаткам партнера; Выбирать адекватные способы общения с разными людьми
Культура сексуального поведения – формирует эротический ритуал ухаживания и сексуальной техники, оставляя место для индивидуальных вариаций. Сегодня интимная близость в значительной степени автономна от брачных планов Взаимная любовь (36,6%) Приятное времяпрепровождение(15,4%) Стремление получить довольствие(14,2%) Желание эмоционального взаимодействия(9,8%) Предполагаемое вступление в брак (7,0%) Любопытство(5,5%) Либерализация половой морали порождает серьезные проблемы: аборты, венерические болезни, СПИД, разводы. Алкоголь в 41-43% случаев нарушает сексуальную жизнь, курение в 11% ведет к импотенции и фригидности. Основные мотивы интимных отношений(опрос) Результаты опроса:
Здоровье в иерархии потребностей человека Опрос: «Роль здоровья в жизни» 3 уровня ценности здоровья: 1.Биологический (саморегуляция организма, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация); 2.Социальный (деятельное, активное отношение к миру); 3.Личностный (стремление к здоровому образу жизни, преодоление болезни) Здоровье – самое главное в жизни Здоровье – необходимое условие полноценной жизнедеятельности Есть и другие ценности, которые также важны для жизни Надо жить не думая о здоровье Есть ценности, ради которых можно поступиться здоровьем Здоровье занимает ведущее место в иерархии потребностей человека РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА : ВЫВОД:
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни Опрос: Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем здоровье? Да Нет Не знаю Факторы риска здоровью, отмеченные студентами(%) алкоголь курение недостаток двигат. активности загрязнение окружающей среды конфликты с окружающими Результаты опроса
Направленность на обеспечение здоровья Два типа поведения по отношению к здоровью Адекватное (разумное) включает: Соответствие действий человека требованиям здорового образа жизни; Соответствие требованиям медицины, санитарии, гигиены; Высокий уровень осведомленности в вопросам здоровья; Реальную самооценку своего состояния Неадекватное (беспечное) его основная причина – здоровье воспринимается как нечто безусловно данное, потребность в котором ощущается лишь при заболевании Причины, побуждающие заботиться о здоровье(%) 1 место – ухудшение здоровья 2 место – осознание необходимости этого
Самооценка своего состояния Самооценка физического и психического состояния – реальный показатель здоровья. Чем выше самооценка, тем выше здоровье. Лица с низкой самооценкой чаще всего не делают зарядку, не занимаются спортом, не соблюдают режим питания, не осознают меру своей ответственности за укрепление здоровья. Занятия спортом(%)Мера ответственности за здоровье(%) Высокая самооценка Средняя самооценка Низкая самооценка
Здоровый образ жизни и его отражение в жизнедеятельности студентов (данные опроса) Основные причины невнимания к своему здоровью Участие в спортивной жизни Внеучебные спортивные занятия Занятия в сборных командах вуза Нехватка времени Отсутствие воли
Физическое самовоспитание– процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Этапы физического самовоспитания 1 этап Самопознание Выделение положительных и негативных проявлений 2 этап Определение цели, программы Составление личного плана 3 этап Практическое осуществление Использование способов воздействия на самого себя
Литература Обязательная: 1.Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие Под общ.ред. Д.Н.Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб., – 348 с. 2.Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/Волков В.Ю., Волкова Л.М. –СПбГТУ, СПб., Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, – 448 с. Дополнительная: 1.Ананьев В.А. и др. Этюды валеологии/ Под общ. ред. Д.Н.Давиденко – СПб., СПбГТУ, БПА, – 211 с. 2.Виленский М.Я., Горшков А.Г. основы здорового образа жизни студента/Среднее профессиональное образование, 1995, 4, 5, 6; 1996, 1, 2, 3.
Контроль знаний Предлагаем с помощью компьютерной программы оценить уровень Ваших знаний по контрольным вопросам темы 3: « Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья».