МЕЖДУНАРОДНАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ Развитие Продолжительность Новорожденные ……………………….1-10 дней Грудной ребенок……………………..10 дней-1 года Раннее детство………………………………1-2 года Первый период детства………………….3-7 лет Второй период детства…………….8-12 для м для д. Подростковый возраст……………… для м для д. Юношеский возраст…………………17-21 для мужчин для жен.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ Средний возраст: первый период………………………………22-35 для мужчин для женщин второй период…………………………… для мужчин для женщин Пожилые люди для мужчин для женщин Старческий возраст…………………… для обоих полов Долгожители Старше 90 лет.
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года). 2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет). 3. Раннее детство (около 3-5 лет). 4. Среднее детство (от 5 до 11 лет). 5. Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет). 6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет). 7. Средняя взрослость (от до 60 лет). 8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
1. РАННЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА) + доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение тяги детей к общению и другие жизненно важные потребности. - недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви; слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
2. ПОЗДНЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ). + самостоятельность, уверенность в себе; ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.. - сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда; ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения; у него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
3. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОКОЛО 3-5 ЛЕТ) + любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. - пассивность и безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
4. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 5 ДО 11 ЛЕТ). + трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка перед собой и решение реальных задач; нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.
4. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 5 ДО 11 ЛЕТ). - чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми; острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью; ощущение временного затишья перед бурей, или периодом половой зрелости, конформизм, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
В ранний и дошкольный периоды главным в становлении ребенка как личности является взрослый. Именно его мнение, порицание или одобрение, подбадривание являются важными условиями для гармоничного развития ребенка в согласии с окружающим миром и собственными ощущениями. Желание ребенка услышать похвалу от взрослых, прежде всего от родителей, заставляет его совершать не свойственные ему поступки, вести себя так, чтобы заслужить одобрение. С поступлением ребенка в школу его социальные роли увеличиваются. У него появляется больше прав и обязанностей, он начинает свое взаимодействие с социумом, занимая в нем благодаря своим стараниям и умениям определенное место.
5. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ (ОТ 11 ДО 20 ЛЕТ). + жизненное самоопределение; развитие временной перспективы - планов на будущее; самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть?; активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях; учение; четкая половая поляризация в формах межличностного поведения; становление мировоззрения; взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.
5. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ (ОТ 11 ДО 20 ЛЕТ). - путаница ролей; смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом; концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми; полоролевая фиксация; потеря трудовой активности; смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании; путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Конец младшего школьного возраста характеризуется тем, что у детей появляется желание услышать похвалу и одобрение от школьных товарищей. Значимым является для него и мнение учителя. Стремление к родительскому одобрению проявляется не так ярко, как прежде. Эти изменения являются своего рода подготовительным этапом для перехода в подростковый возраст. Ярким проявлением подростковых стремлений является желание завоевать некий авторитет, занять определенную нишу среди своих одноклассников и друзей. Именно поэтому подростки так стремятся соответствовать установившимся требованиям.
6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 20 ДО 45 ЛЕТ). + близость к людям; стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям; рождение и воспитание детей; любовь и работа; удовлетворенность личной жизнью. - изоляция от людей; избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними; трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение; непризнание, изоляция и первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ ДО 60 ЛЕТ). + творчество; продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми; зрелая, полноценная и разнообразная жизнь; удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей; обучение и воспитание нового поколения. - застой; эгоизм и эгоцентризм; непродуктивность в работе; ранняя инвалидность; всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
8. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (СВЫШЕ 60 ЛЕТ). + полнота жизни; постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка; принятие прожитой жизни такой, какая она есть; ощущение полноты и полезности прожитой жизни; способность примириться с неизбежным; понимание того, что смерть не страшна. + полнота жизни; постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка; принятие прожитой жизни такой, какая она есть; ощущение полноты и полезности прожитой жизни; способность примириться с неизбежным; понимание того, что смерть не страшна. - отчаяние; ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро; осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей; желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено; ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала; боязнь приближающейся смерти.
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет). 3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность погружению в себя (между 30 и 60 годами). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их динамических соотношениях.
В этом смысле фактор возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммой разнородных влияний роста, общесоматического, полового и нервно- психического созревания и других явлений органического развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятельности.
Теория рекапитуляции, получившая развитие в трудах Стенли Холла и его ученика Джонатана Гетчинсона была выражена в 5 основных фазах развития ребенка:
Дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком
Дети начинают бояться, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком.
Дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности.
У детей проявляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность.
Стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.
От рождения до 5 лет, стадия рытья и копания От 5 до 11 лет, стадия охоты и захвата От 8 до 12 лет, пастушеская стадия От 11 до 15 лет, земледельческая стадия От 14 до 20 лет, промышленность и торговля