Более наглядно наличие или отсутствие соответствий между двумя случайными величинами можно наблюдать при построении корреляционных полей. По корреляционному полю можно визуально судить о тесноте корреляционной связи между двумя случайными величинами – чем меньше точки разбросаны около воображаемой усредненной линии ( прямой), тем теснее корреляционная связь между признаками. Если мы на горизонтальную ось нанесем % правильных ответов у школьников, а на вертикальную ось -% правильных ответов у первокурсников, то получим корреляционное поле школьники-первокурсники. Количественным показателем степени взаимосвязи двух величин является коэффициент корреляции. Мы рассчитали К Спирмана. Корреляционный анализ результатов тестирования
Коэффициент корреляции r s = 0,71
Результаты в грамматическом тесте уровня А2 школьники допустили в 1,5 раза меньше ошибок, чем студенты 1 курса НИТУ МИСиС; по расположению точек на корреляционном поле ( напоминает прямую линию) видно, что существует положительная корреляционная зависимость между вопросами, вызывающими трудности как у школьников, так и у первокурсников; коэффициент рангового распределения Спирмана rs равен 0.71, что доказывает предыдущий вывод о наличии достаточно сильной корреляционной зависимости. Это означает, 71% школьников и первокурсников испытывают схожие трудности в грамматике английского языка. 1
Корреляционное поле студенты 1 курса – студенты 4 курса НИТУ МИСиС
Результаты в грамматическом тесте уровня А2 выпускники бакалавриата допустили в 1,5 раза меньше ошибок, чем студенты 1 курса НИТУ МИСиС; по расположению точек на корреляционном поле( можно угадать прямую линию) видно, что существует положительная корреляционная зависимость между вопросами, вызывающими трудности как у студентов 1 курса, так и у студентов 4 курса; коэффициент рангового распределения Спирмана rs равен 0,64, что доказывает предыдущий вывод о наличии корреляционной зависимости. Это означает, что более половины вопросов по грамматике английского языка вызывают одинаковые трудности и у первокурсников, и у выпускников университета. 2
Корреляционное поле школьники – студенты 4 курса НИТУ МИСиС
Результаты в грамматическом тесте уровня А2 школьники московских школ и выпускники бакалавриата МИСиС допустили примерно равное количество ошибок ( 423 и 427 на 1000 соответственно), что вдвое меньше, чем студенты 1 курса НИТУ МИСиС на входном тестировании; расположение точек на корреляционном поле ( далеко до прямой линии) говорит о слабой взаимосвязи между выборками; коэффициент рангового распределения Спирмана rs равен 0,44, что доказывает предыдущий вывод о слабой корреляционной зависимости. Это означает, школьники и выпускники МИСиС в более 50% случаев испытывают трудности с разными заданиями по грамматике английского языка. 3
Баллы ЕГЭ и результаты теста РИЯиЛ ( в условных единицах) «5» ЕГЭ «3» ЕГЭ «2» ЕГЭ
Результаты успеваемость первокурсников в школе оценивалась по суммарному баллу трех ЕГЭ (математика, русский язык и физика\ обществознание). Иностранный язык не входил в список вступительных испытаний, и мы этими данными не располагаем ; корреляционный анализ результатов теста РИЯиЛ и суммарного ЕГЭ носит условный характер, так как тесты очень сильно различаются как по структуре, так и по системе оценивания; показано отсутствие взаимосвязи между тестом РИЯиЛ и результатами ЕГЭ по указанным предметам; для корректного анализа предлагается использовать Oxford Placement Test. 4
Выводы Все три протестированные нами группы -школьники и студенты НИТУ МИСиС 1 и 4 курсов – в целом владеют английским языком на элементарном уровне А1 и А2; по количеству допущенных ошибок лидируют первокурсники (в 1,5 раза), что объясняется техническим профилем и социальной базой данного ВУЗа; Обнаружена высокая корреляция между вопросами, вызывающими трудности, у старших школьников и студентов первого курса на входном тестировании (коэффициент корреляции Спирмана равен 0,71). Практически отсутствует корреляция между школьниками и студентами 4 курса МИСиС. 1
Выводы Школьники в большей мере, чем студенты, отдают себе отчет в существовании «малых» грамматических форм таких как притяжательные местоимения, предложные словосочетания, инфинитив в различных функциях, но плохо владеют базовыми временами на уровне даже Present simple, Past simple, Present continuous и Past continuous; Выпускники ВУЗа, наоборот, лучше владеют «базой», но не умеют правильно употреблять «малые формы». Очевидно, школьники изучают иностранный язык более рецептивно, а студенты – более аналитически; Не обнаружено соответствия между суммарными результатами трех ЕГЭ (математика, русский язык, физика (или обществознание) и результатами грамматического теста РИЯиЛ. Мы это связываем в первую очередь с тем, что английский язык не является профильным предметом для поступления в МИСиС. Во-вторых, многие школьники не имели возможности качественно изучать иностранный язык в средних школах регионов России. 2
Рекомендации Необходимо количественно и качественно усилить подготовку по английскому языку в средних школах, чтобы вывести выпускников на уровень В1 или 100% всех учащихся на твердый А2. По оценкам Совета Европы, для достижения уровня А2 необходимо в среднем аудиторных часов, для В часов. Рекомендуется проводить промежуточный мониторинг достижений школьников либо посредством mock Cambridge exams KET&PET, либо с помощью Oxford Placement Test. Ш кольным педагогам следует обратить внимание на отработку базовых форм Present Simple, Present and Past Continuous, Past Simple etc., так как именно они вызывают больше всего трудностей при выполнении.