Стандартизация качества образовательных услуг как один инструментов развития образовательных систем
Проблемное поле 1.Удовлетворенность населения качеством образования менее 65% 2.Эффективность социально- экономического развития региона. (По объемам производства валового регионального продукта области на душу населения область занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе и 30-е место в Российской Федерации).
Проблемное поле В социально-экономической сфере: Низкая реальная инвестиционная привлекательность региона, несмотря на высокую потенциальную инвестиционную привлекательность Недостаточный уровень развития инфраструктуры. Демографические проблемы(естественная убыль и миграция высококвалифицированных кадров на Запад). Неравномерное развитие территории области.
Проблемное поле 3.Ошибочное отождествление понятий «качество образования» с «результатами образования». 4.Результаты образования: -академические(не получили аттестат о среднем (полном)общем образовании 881выпускник (5,7%); -уровень социализации обучающихся и выпускников: определение сущности и структуры феномена «социальная компетентность», разработка диагностирующего инструментарий для ее определения и разработка документа, отражающего сформированность социальной компетентности
Проблемное поле 5. Финансирование образования на основе Г(М)З 6.Оплата труда учителя. Каким образом обеспечить достойную оплату лучшим? -базовая часть ЗП (результаты процедуры аттестации) -стимулирующая часть –оценка результативности деятельности
Проблемное поле 7.Оценка качества образования общественностью. На основе каких критериев ее осуществлять: подготовленных профессиональным педагогическим сообществом (в чем тогда ее независимость?) или на основе собственных представлений о качестве у потребителей образовательных услуг?
Возможное решение Видится в постановке и реализации методологической задачи-формализации качества образовательных услуг, которая возможна через разработку стандартов качества образовательных услуг
Стандарт качества образовательных услуг 1. Общие положения (нормативная база, понятийный аппарат) 2. Требования к условиям и процессам, обеспечивающим качество предоставляемых образовательных услуг. …-требования к персоналу образовательного учреждения (процедура аттестации и повышения квалификации)
Стандарт качества образовательных услуг 3. Требования к качеству результатов : описание гарантируемого уровня -академических результатов -социализации обучающихся и выпускников, обеспечивающих успешное встраивание в социально-экономическую ситуацию региона.
Стандарт качества образовательных услуг 4. Показатели качества образовательных услуг: -Г(М)З (финансирование предоставляемых услуг); -оценка уровня достижений обучающихся(прежде всего, социализации); -оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Гипотеза Формализация качества образовательных услуг в виде стандартов является ведущим инструментом развития процессов: -финансирования образовательной деятельности через систему Г(М)З и расчет нормативов; -повышения заработной платы лучших учителей в базовой части через успешную аттестацию и повышение квалификации, в стимулирующей- за достижение высоких результатов обучающимися; -общественно-государственной оценки качества образования и, как следствие- обеспечение повышения качества образования, выраженное в академической и социальной успешности обучающихся и социально- экономическом развитии региона