Гендер и речевой этикет. Гендерная вежливость. Institut für Slawistik der Karl-Franzens-Universität Graz LV-Leiter: Branko Tošović SE Sprachkultur: Russkij.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка 8 класс Предложения с обращениями.
Advertisements

Социология гендерных отношений и социология детства Савинская Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры МСИАСИ.
Тема : Урок – обобщение. 8 класс.. Цель урока: 1. Уточнение и расширение знаний об обращении, как особой структурной части предложения. 2. Усовершенствование.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРОЕКТ. ПЛАН 1.ВСТУПЛЕНИЕ 2.ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА РЕГУЛИРУЮТСЯ РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ 3.ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 4.ЭКСПЕРИМЕНТ.
Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. -
Лексическое понятие «женщина» в английском языке Материалы к докладу ученицы 11 «б» класса СОШ 37 Бадмаевой Янжимы II место на городской практической конференции.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Этикетные формулы общения. Приветствия. Речевой этикет Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения,
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Фищук Владислав Валентинович РПЗ-1/15 к.
Речевой этикет - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике.
Малая группа Обществознание, 7 класс © Аминов А. М., 2009.
Речевая тактика «Обращение» в русском и финском коммуникативном поведении Магистерская диссертация Морозовой Ю. Г. Научный руководитель – доктор филологических.
Этикет и стереотипы Речевой этикет нации Institut für Slawistik der Karl-Franzes-Universität Graz SE Sprachkultur: russkij rečevoj etiket LV-Leiter:
Формулы и правила дифференцирования. МБОУ гимназия 3 г. Мурманска Шахова Татьяна Александровна.
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста.
Дифференциация учебно- воспитательного процесса в контексте гендерного подхода Час педагогической теории, г. Кафедра обществоведческих дисциплин.
УТРОМ ЗНАЕТ ДЕТВОРА, В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА. А У МАМ СВОИ ЗАБОТЫ МАМАМ НАДО НА РАБОТУ
План Семья как социальный институт Семья как социальный институт 1 Формы брака Формы брака 2 Гендерный аспект семьи Гендерный аспект семьи 3 3 Семья и.
«Речевой этикет вчера и сегодня». Автор работы: Дрынкова Дарья Ученица 9а класса Научный руководитель: Лаврухина Валерия Геннадьевна Учитель русского языка.
Транксрипт:

Гендер и речевой этикет. Гендерная вежливость. Institut für Slawistik der Karl-Franzens-Universität Graz LV-Leiter: Branko Tošović SE Sprachkultur: Russkij rečevoj ėtiket – Russische Sprachetikette SS 2010 Astrid Kaltenegger

Содержание Что такое гендер? языковой андроцентризм Сушествует ли языковая разница между женщинами и мужчинами? гендерно-вежливое обращение семантическое поле дружба литература

Что такое гендер? gender (англ.) грамматический род перенос на другие науки sex vs gender биологический пол социокультурный пол

Языковой андроцентризм отождествление понятий человек и мужчина man (англ.) homme (франц.) Cуществительные женского рода производны от мужских. Cуществительные мужского рода могут употребляться неспецифицированно

Языковой андроцентризм наименования профессий неравноценны врач/врачиха – секретарь/секретарша высокий статус: только мужские формы отцы города, государственный муж низкий престиж: только фемининные формы уборщица, техничка

Языковой андроцентризм синтаксическое согласование: Кто забыл здесь его помаду? фемининность и маскулинность резко разграничены противопоставлены отличаются качественно отличаются количественно гендерная асимметрия

Сушествует ли языковая разница между женщинами и мужчинами? Скорее Северное море пересохнет, чем женщина не найдёт, что сказать. Много женщин, много слов, много гусей, много помета. (английская пословица)

Сушествует ли языковая разница между женщинами и мужчинами? женщины говорят больше (?) женщины более вежливы (?) женщины ругаются меньше (?) женщины воспринимаются как выражающихся более неуверенно: Кризис на Ближнем Востоке ужасен. Кризис на Ближнем Востоке ужасен, не так ли?

Сушествует ли языковая разница между женщинами и мужчинами? D. Homberger: женщины чаще прибегают к уменьшительным суффиксам используют косвенные речевые акты не доминируют в речевом поведении лучше умеют слушать собеседника и сосредоточиться на его проблемах

Гендерно-вежливое обращение Язык свидетельствует, что русские не знают, как обращаться друг к другу. Товарищ упразднены, граждане по глупости начальства превратились в нечто сомнительное, господа, принятые с недавних пор в официальных бумагах, в живой речи практически не звучат. (...) А. Панченко

Гендерно-вежливое обращение женщина : обращение взрослого адресанта к незнакомой женщине, обычно на улице или в других общественных местах (прост.) пренебреж. или шутливо

Гендерно-вежливое обращение девушка: Форма обращения к молодой женщине служанка, горничная (уст.) девочка: ребенок или подросток женского пола об очень молодой, юной, неопытной женщине девчачье поведение

Гендерно-вежливое обращение мужчина: преим. женское обращение к незнакомому мужчине мало употреблен до революции молодой человек : обращение к юноше, к мужчине соответствующего возраста

Гендерно-вежливое обращение мальчик : 1) ребенок, подросток мужского пола 2) о мужчине, проявляющем несерьезность, неопытность, легкомысленность в делах 3) до революции: малолетний слуга в городском доме или работник в торговом, ремесленном заведении

Семантическое поле дружба истинная дружба товарищество: принадлежность к определенному коллективу родство, семья самозабвенная дружба политическая дружба Советский народ – друг китайского народа

Семантическое поле дружба дружба в СССР важнее, чем в Америке объяснения: эмоциональность играет большую роль? граждане СССР не поверили в государственную поддержку, а в личные отношения близкие друзья сравниваются с родственниками: Она для меня как сестра

Семантическое поле дружба друг подруга приятель(ница) товарищ парень знакомый близкий родные

Семантическое поле дружба дружба: внутренная близость, товарищество индоевропейский корень *dhrug лит. draugas церковнославянский язык: другъ вторая часть одной пары друг

Семантическое поле дружба подругъ : ближний (библ. Возлюви ближнего своего!), товарищ близость к семьей, к семейному хозяйству и к браку подружие (уст. жена, любовница) дружка (Brautjungfer, Brautwerber) подруга – конкубина

Семантическое поле дружба в совремменом языке: Даль 1) ближний Не пожелай другу, чего себе не желаешь. 2) обращение к людьям равным или низшим по положению 3) близкий человек, приятель, хороший знакомый Друг рубля дороже

Семантическое поле дружба подруги: синонимы: подружка, женка, другиня, товарка, приятельница девушки одного восраста, которые вырасли вместе приятель – приятельница: могут обозначать интимное полевое отношение

Семантическое поле дружба Ожегов/Шведова большой академический словарь (первое издание) друг: доверие, преданность, любовь подруга: дружба друзья: люди, которые эмоционально-умственно связаны

Семантическое поле дружба маленький академический словарь друг: любимый человек любого пола Наташа, мой друг! подруга: не так высоко оцениваемая дружба между женщинами подруга/приятель vs друг подруги и товарищи

Семантическое поле дружба подруга: близкая женщина, невеста подруга жизни / друг жизни: жена/муж друг/подруга не равноценные слова! подруга: типичное женское поведение друг: дружба как ценность

Литература Димитриева, М. (2002): Гендерные роли через призму языка. In: Wiener Slawistischer Almanach, 55; 273–288. Камерон, Д. (2005): Теоретические дискуссии в феминисткой лингвистике: Вопросы пола и гендера. In: Кирилина (ed.) (2005); 539–562. Коатс, Дж. (2005): Женщины, мужчины и язык. In: Кирилина (ed.) (2005); 33–231. Tafel, K. (2002): drug – podruga, Freund – Freundin. Was verrät Sprache über die sozialen Beziehungen zwischen den Geschlechtern? In: Wiener Slawistischer Almanach, 55; 225–