ИНФОРМАТИКА
База данных - это совокупность хранящихся взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам Примеры баз данных Энциклопедии Записная книжка Кулинарные рецепты Программа проводник
По характеру хранимой информации Базы данных бывают Фактографические В них содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определённом формате. Например : база данных книжного фонда библиотеки ; база данных кадрового состава учреждения ; База данных - записная книжка Документальные В них содержатся документы самого разного типа : текстового, графического, звукового, мультимедийного. Например : База данных законодательных актов в области уголовного права ; База данных современной рок музыки
По способу хранения информации Базы данных бывают Централизованные База данных хранится на одном компьютере Например : АИАС директор Распределённые Различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, соединенных между собой сетью. Например : информация в сети Интернет, объединенная паутиной WWW
По структуре организации данных Базы данных бывают Реляционные База данных содержащая информацию, организованную в виде прямоугольных таблиц, связанных между собой. Например : база данных « Товар » Нереляционные Иерархическая База данных, в которой информация упорядочена следующим образом : один элемент записи считается главным, остальные – подчиненными. Например : файловая система на диске, родовое генеалогическое дерево Сетевая Базы данных, в которой к вертикальным иерархическим связям добавляются горизонтальные связи. Например : сеть Интернет
Основные режимы работы с базой данных Создание базы данных ; Редактирование базы данных ; Просмотр базы данных ; Поиск информации в базе данных. Программное обеспечение, позволяющее работать с базой данных, называется системой управления базой данных ( СУБД ). Наибольшее распространение получили СУБД ACCESS Чтобы программу запустить нужно : Пуск – Программы – Microsoft Office - Microsoft Access Базы данных имеют расширение mdb
Реляционная база данных Фамилия Имя Дата рожденияТелефон ИвановМихаил СергеевСергей Мои друзья Имя таблицы запись поле Обязательно для каждого поля определяется тип и формат данных Основные типы данных : текстовый – одна строка ; поле МЕМО – текст, состоящий из нескольких строк, который можно посмотреть при помощи полос прокрутки ; числовой – число любого типа ; денежный – поле, выраженное в денежных единицах ( рубли, доллары и т. д.) дата / время – поле, содержащее дату или время ; счетчик – поле. Которое вводится автоматически с вводом каждой записи ; логический – содержит одно из значений ( истина ) или ( ложно ) и применяется в логических операциях ; поле объекта OLE – содержит рисунки, звуковые файлы, таблицы Excel документ Word и т. д.
Основные объекты базы данных Таблица – объект, предназначенный для хранения данных в виде записей и полей. Форма – объект, предназначенный для облегчения ввода данных. Запрос – Объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Отчет – объект, предназначенный для печати данных Десять первых заказов по сумме СуммаИД заказа Дата размещения Название Дата отгрузки ,00 р Организация Ж ,00 р Организация Ю ,00 р Организация Е ,00 р Организация И ,00 р Организация Г ,00 р Организация Е ,00 р Организация Ы ,00 р Организация В ,75 р Организация А 1 560,00 р Организация Я Пример базы данных
Создание базы данных 1.Открыть программу Microsoft Access. 2.Выбрать в меню Файл команду Создать. 3.Выбрать нужный диск, нужную папку. 4.В поле Имя файла ввести имя файла для создаваемой базы данных. 5.Нажать кнопку Ок. Создание таблицы 1.Создание структуры таблицы. ( структура таблицы создается в режиме конструктора ) 2. Заполнение таблицы. Задание 2 Создайте базу данных Друзья. Задание 3 Создайте базу данных Товары.
Задание 1 Определите тип данных : номер дома _________________________________ возраст человека ____________________________ количество учеников в классе _________________ номер телефона ____________________________ цена товара ________________________________ срок реализации товара ______________________ наименование товара ________________________
Создание связей В таблицах должны быть поля, у которых совпадают тип данных и размер (поля могут иметь одинаковые имена). 1) Выберите Сервис, Схема данных. 2) Выберите Связи, Добавить таблицу. 3) Укажите имена таблиц, которые должны быть связаны, нажимая кнопку Добавить, в конце процедуры нажмите Закрыть. 4) Установите курсор в любую из таблиц на поле, по которому будет установлена связь и «перетащите» это поле на связующее поле другой таблицы. 5) В появившемся окне Связи установите флажки во всех трех позициях, нажмите Создать. От полей, указанных при определении связи, зависит тип создаваемой связи: один-к-одному создается в том случае, когда оба создаваемых поля являются ключевыми; одип-ко-многим создается в том случае, когда только одно из полей является ключевым. Главной таблицей является таблица, которая содержит первичный ключ, другая таблица является подчиненной (связующее поле будет полем внешнего ключа); многие-ко-многим представляет две связи с отношением одип-ко-многим через третью таблицу, ключ которой состоит, по крайней мере, из двух полей, которые являются полями внешнего ключа в двух других таблицах.
Создание запросов С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запрос с параметром Вычисляемые поля запросов Итоговые запросы Перекрестный запрос Запрос на создание таблицы Запрос на добавление записей Запрос на удаление записей Запрос на обновление
Запрос с параметром Для создания запроса с параметром: 1) в качестве условия ввести параметр, заключенный в квадратные скобки; 2) выбрать Запрос, Параметр; 3) в появившемся окне Параметры запроса ввести без квадратных скобок параметр и указать соответствующий ему тип данных; 4) нажать ОК; 5) нажать кнопку Запуск на панели инструментов; 6) в появившемся окне указать значение параметра и нажать ОК.
1) В пустую ячейку в строке Поле введите выражение, состоящее из имен полей, записанных ] квадратных скобках и какой-либо арифметической или другой операции. Вычисляемые поля в запросах 2) После выполнения запроса в исходной таблице появится новое поле Выражение!, используемое в качестве имени вычисления выражения. 3) В режиме конструктора запроса измените имя Выражение! на более значимое, например, Сумма. Для ввода сложных вычислений используйте окно Построитель выражений, которое вызывается с панели инструментов.
ОТЧЕТЫ В БАЗЕ ДАННЫХ Отчет это гибкое и эффективное средство для организации данных при выводе на печать. С помощью отчета имеется возможность вывести необходимые сведения в том виде, в котором требуется. Создание отчета: 1) выбрать в окне базы данных объект Отчеты, Создание отчета с помощью мастера; 2) указать таблицу или запрос для создания отчета; 3) выбрать поля для отчета, нажать Далее; 4) выполнять указания Мастера отчетов.