Семинар «Актуальные вопросы организации внутришкольной системы оценки качества образования» марта 2013 года, г. Москва ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА (IB) на примере Московской экономич ес кой школы Каджая Н.В., вице-президент Азарова О.Н., зам. директора, координатор IB MYP СЕССИЯ 2
Содержание Система Международного Бакалавриата в России. Опыт Московской экономической школы (МЭШ). Портрет выпускника школы Международного Бакалавриата. Система критериального оценивания в школе IB как инструмент измерения качества образования: текущее и итоговое оценивание. Критериальное оценивание: принципы и характеристики. Практика критериального оценивания в МЭШ. Влияние критериального оценивания на процесс обучения и компетенции учителя в школе IB.
Система Международного Бакалавриата Организация Международного Бакалавриата основана в 1968 году 3461 школа в 143 странах мира студентов 18 школ в России
Программа начального образования (PYP) для учащихся от 3 до 12 лет Программа среднего образования (MYP) для учащихся 11 – 16 лет Дипломная программа (DP) для студентов 16 – 19 лет Система Международного Бакалавриата
Аккредитована по всем трем программам Международного Бакалавриата 18 выпусков, 554 выпускника, 99 выпускников Дипломной программы Международного Бакалавриата Опыт Московской экономической школы (МЭШ)
Миссия, побуждающая школу развиваться Мотивация Высочайшее качество образования Развитие Международное понимание
Портрет выпускника школы Международного Бакалавриата Знающий Заботливый Рефлектирующий Думающий Исследователь Принципиальный Способный передавать и воспринимать информацию Гармоничный Рискующий Широкомыслящий
Оценивание для процесса развития и учения В основе принципа оценивания в программах Международного Бакалавриата лежит теория Выготского Л.С. Оценивание рассматривается как инструмент определения зоны ближайшего развития учащегося. Оценивая, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Оценивая, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня. Область «недозревших» процессов и составляет зону ближайшего развития.
Система оценивания в школе IB. Критериальное оценивание – основные принципы и характеристики
Преемственность критериального оценивания на всех ступенях обучения Критерии оценивания на каждой ступени обучения определяются соответствующими образовательными стандартами от программы к программе, обеспечивая преемственность и учитывая возрастные особенности
T екущее оценивание Используется для оценивания ежедневной работы учащихся и информирования учеников об их прогрессе Указывает путь для достижения более высокого уровня Осуществляется через различные виды деятельности и работ, которые могут проверять один или несколько критериев Предназначено для определения cформированности знаний и умений студентов по каждому предмету
К ритерии оценивания Все предметные области имеют свои критерии оценивания Критерии оценивания обозначаются латинскими буквами У критериев оценивания свои дескрипторы, которые конкретно описывают, за что присуждается тот или иной балл Дескрипторы критериев оценивания по предметным областям усложняются с каждым годом обучения Каждый критерий оценивается в баллах и не менее двух раз в год
Критерии оценивания AСодержание10 BОрганизация10 C Стиль и использование языка 10 Словесность A Знание и понимание 8 B Исследование закономернос тей 8 C Передача информации 6 D Размышления в математике 6 Математика
Критерии оценивания Критерий А Содержание Language A - 6 grade Уровень достижений Дескрипторы 0 Студент не достиг ни одного из названных ниже уровней. 1-2 Студент демонстрирует примитивное понимание темы. В работе наблюдаются несоответствия при выборе аргументации или она вообще отсутствует. Развитие мысли отсутствует. Творческие части свидетельствуют о крайней неразвитости воображения. Ответ студента на вопрос по произведению не содержит оценки авторской позиции или определения его творческих методов. 3-4 Студент демонстрирует частичное понимание темы. В работе наблюдаются несоответствия при выборе аргументации. Развитие мысли просматривается с трудом. Творческие части свидетельствуют о неразвитости воображения. Ответ студента на вопрос по произведению демонстрирует примитивное понимание авторской позиции или его творческих методов. 5-6 Студент демонстрирует ограниченное понимание темы. В работе есть существенный недостаток в подборе аргументации (из текста или из собственного жизненного опыта), в развитии мысли. Творческие части свидетельствуют о недостаточно развитом воображении. Ответ студента на вопрос по произведению демонстрирует поверхностное понимание авторской позиции или его творческих методов. 7-8 Студент демонстрирует одностороннее понимание темы. В работе неточно подобраны доказательства как из текста, так и из собственного жизненного опыта. Мысль при рассуждениях развивается недостаточно последовательно. Творческие части отражают присутствие воображения и способность чувствовать. Ответ студента на вопрос по литературе демонстрирует неполную степень понимания авторской позиции и ограниченные знания при определении творческих методов писателя Студент демонстрирует хорошее понимание темы. В работе использованы доказательства как из текста, так и из собственного жизненного опыта. Мысль при рассуждениях развивается недостаточно последовательно. Творческие части отражают развитость воображения и способность чувствовать. Ответ студента на вопрос по литературе демонстрирует понимание авторской позиции и понимание его творческого метода. Выражена собственная позиция студента.
Словесность Критерии оценивания АСодержание Студент демонстрирует хорошее понимание темы. В Работе использованы доказательства как из текста, так и и зсобственного жизненного опыта. Мысль при рассуждениях развивается достаточно последовательно. Творческие части отражают развитость воображения и способность чувствовать. Ответ студента на вопрос по литературе демонстрирует понимание авторской позиции и понимание его творческого метода. Выражена собственная позиция студента.
Итоговое оценивание Подводит итог достижений студента за определенный период времени (четверть/полугодие/год) Итоговое оценивание представляет собой сумму баллов по критериям, которые студент набирает к концу четверти или полугодия
Оценки за работы выставляются в органайзер в течение четверти Практика критериального оценивания в МЭШ
Таблица итогового оценивания
Сравнительный анализ критериального оценивания и пятибалльной оценки предмет – английский язык Оценка РФ Оценка IB Дарья Петрова : 5 (отл.)
В чем преимущества критериального оценивания? Организует учителя Мотивирует ученика Способствует улучшению качества образования Определяет зону ближайшего развития учащегося Способствует совершенствованию технологий преподавания и дифференцированному обучению Гарантирует о ткрытость, демократичность и объективность Оценивается по четко сформулированным критериям
Компетенции учителя в школе IB Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки Применяет различные методы оценивания Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся Способствует формирования навыков самооценки учебной деятельности
Влияние критериального оценивания на процесс обучения От философии и миссии школы к профессиональному сообществу учащихся людей
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!