Выбери вопрос! Вопрос от писателя 10 С какой целью Игорь Северянин использует повтор выделенных звуков? Как называется этот приём? Морозом выпитые лужи,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к олимпиаде по русскому языку Занятие «Школы юного филолога» МОУ «СОШ 144»
Advertisements

Лексика Обобщение Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 10.
Тема: «Ударные и безударные гласные в слове». Страна Мультландия.
Урок – обобщение по теме «Местоимение». По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: местоимения-существительные; местоимения.
Тема природы и человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Урок во 2 классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в слове». Гаврикова Л.В. г.Черногорск Республика Хакасия.
Занятие « Школы юного филолога » МОУ «СОШ 13 с УИОП»
Правописание сложных существительных с первой частью пол- Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова ГласныйПрописная буква Буква ЛСогласный.
Шаталов Евгений Валентинович Новосибирский городской педагогический лицей имени А.С. Пушкина.
Выполнила Ученица 9«Б» класса МОУ СОШ 38 Фролова Виктория.
Звуки речи Кузина Е.И. МОУ-СОШ 3 им.А.С.Пушкина. Содержание Звуки речи Гласные звуки Согласные звуки Наша речь.
Исконно русская и заимствованная лексика. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 8.
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
ВОПРОСЫ НА «ЗАСЫПКУ» 1.К какой группе местоимений относятся личные? 2.Можно ли местоимениям 1 и 2 лица задать вопрос ЧТО? 3.Можно ли к местоимениям 3 лица.
Тема урока: «Значение Библии для русской культуры. Её содержание и стиль».
Урок-семинар по разделу: «Принципы русской орфографии»
Цель : проверить знания учащихся по теме ; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии, продолжить работу по.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( 1814 – 1841). Тема урока: Тема одиночества в творчестве М.Ю Лермонтова. Стихотворение «Парус»
Транксрипт:

Выбери вопрос!

Вопрос от писателя 10 С какой целью Игорь Северянин использует повтор выделенных звуков? Как называется этот приём? Морозом выпитые лужи, Хрустят и хрупки, как хрусталь. Этот приём называется аллитерацией – повтором согласных звуков. В стихотворении он используется для того, чтобы читатель «услышал» картину, аллитерация вызывает ассоциацию у читателя, будто он слышит хруст.

Вопрос от писателя 20 Объясните правописание выделенного имени прилагательного в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?... ________________________ Здесь Лермонтов отражает на письме особенности произношения имён прилагательных, оканчивающихся на ГИЙ, КИЙ, ХИЙ. Во времена Лермонтова заднеязычные согласные Г, К, Х в этих случаях произносились как твёрдые убогъй, убогой, лёгкъй, лёгкой, тихъй, тихой, одинокъй, одинокой

Вопрос от писателя 30 Объясните рифмовку выделенных слов в отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…» Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. _____________________________ Следует читать безнадежно – нежно. На месте звука О (буква Ё) произносится звук Э (буква Е). Это архаическая форма, используемая в произведениях века с целью придания возвышенности.

Вопрос от писателя 40 Объясните рифмовку выделенных слов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал. По имени Владимир Ленский, С душою прямо геттингенской… ______________________________ Здесь Пушкин отражает на письме особенности произношения имён прилагательных, оканчивающихся на ГИЙ, КИЙ, ХИЙ. Во времена Пушкина заднеязычные согласные Г, К, Х в этих случаях произносились как твёрдыеубогъй, убогой, лёгкъй, лёгкой, тихъй, тихой, Ленскъй, Ленской, геттингенскъй, геттингенской. Здесь Пушкин отражает на письме особенности произношения имён прилагательных, оканчивающихся на ГИЙ, КИЙ, ХИЙ. Во времена Пушкина заднеязычные согласные Г, К, Х в этих случаях произносились как твёрдыеубогъй, убогой, лёгкъй, лёгкой, тихъй, тихой, Ленскъй, Ленской, геттингенскъй, геттингенской.

Вопрос от писателя 50 Какими звуками А. С. Пушкин передаёт грохот и топот копыт в стихах из поэмы «Медный всадник»? Как будто грома грохотанье – Тяжёло-звонкое скаканье По потрясённой мостовой. _______________________ Используется звукопись и аллитерация в данном отрывке при помощи звуков Р, СЖ, З

Этимология 10 Можно ли считать этимологически родственными слова: бедро – берцовая (кость)? Этимологически родственные Эти слова древнерусского происхождения. Бедрьце – берцо. В результате падения редуцированных гласных, упрощения ДР в Р и изменения под ударением Е в О.

Этимология 20 Можно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка? Этимологически родственные пряник и пряный. Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от «пьпьръ» – перец. Пряжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам. Пряжа от «прясть». Ж/СТ. Пряжка исконно русское, образовалось от пряжь – «застёжка, пряжка». Также родственными к этим словам являются слова «прячь» и «супруг».

Этимология 30 Можно ли считать этимологически родственными слова: век – веко – увечье - вечер? Этимологически родственные век и увечье. Век – первоначальное значение – сила, здоровье Увечье – приставка У – отрицательное значение придаёт. Этимологически родственные веко и вечер. Веко – буквально «покрышка» Вечер – буквально «закрывающий день». К/Ч

Этимология 40 Можно ли считать этимологически родственными слова: вор – врать – ворожить – врач – ворон – воронка - вороной? Вор – вьрати – «врать» Первичное значение «лгун, обманщик» Врать – врач – исконно русские. Вьрати «говорить» + ЧЬ Ворон – вороной – общеслав. Буквально «цвета воронова крыла» Ворожит от ворог- враг Таким образом этимологически родственными являются вор, врать, врач

Этимология 50 Можно ли считать этимологически родственными слова: ваять – вить - вития ? Ваять (общеслав.) от глагола «вить». Развитие значения шло таким образом: «заставлять виться» – «плести» – «лепить из глины» – «высекать из камня» Вития – поэт – тот, кто вьёт, плетёт стихи, стихоплёт

Этимология 50 Можно ли считать этимологически родственными слова: верста – вертеть – верстак – сверстник – вертел - время? Верста – от основы «вертеть» Первичное значение «оборот плуга», затем «расстояние от одного до другого поворота плуга» Вертеть – вертел – от основы «вертеть». Буквально «то, что вертят, когда жарят мясо» Время (старослав.) – первоначальное значение «возвращение, чередование дня и ночи». Сверстник – от верста, буквально «те, у кого вёрсты одинаковые» Верстак – от верстать – «делать, собирать»

Объясни фразеологизм 10 Объясните значение и происхождение крылатого выражения «не мечите бисер перед свиньями» Бесполезно говорить о вечных ценностях с теми, кто не способен ни понять, ни оценить этого. Из нагорной проповеди Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга ваши перед свиньями».

Объясни фразеологизм 20 Объясните значение и происхожден ие крылатого выражения «великий комбинатор» Мошенник, плут. Из романа Ильфа и Петрова «12 стульев».

Объясни фразеологизм 30 Объясните значение и происхождение фразеологизма Фома неверующий Человек, которого трудно заставить поверить во что-либо. Речь идёт про апостола Фому, когда ему рассказали о воскрешении распятого Христа, он сказал, что пока сам не увидит, не поверит.

Объясни фразеологизм 40 Объясните значение и происхождение фразеологизма умывать руки Отстраняться отчего-либо, снимать с себя ответственность. У некоторых древних народов судьи в знак своей беспристрастности совершали символический обряд: умывали руки.

Объясни фразеологизм 50 Объясните значение и происхождение фразеологизма хлеб насущный Средство, необходимое для существования. Выражение из молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Паронимы 10 Укажите различия в значении слов: главный - заглавный Главный – основной, ведущий Заглавный – одноимённый с заглавием

Паронимы 20 Составьте словосочетания со словами- паронимами: желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать

Паронимы 30 Составьте словосочетания со словами- паронимами: косный - костный Косные взгляды – костный мозг

Паронимы 40 Составьте словосочетания со словами- паронимами: глиняный - глинистый Глиняный горшок – глинистая почва

Паронимы 50 Составьте словосочетания со словами- паронимами: абонент - абонемент Телефонный абонент – абонемент в театр