6 класс. Математика. 6 класс. Математика. Урок – путешествие « По островам математики ». Тема: Сложение чисел с помощью координатной прямой. Устинова Надежда Алексеевна.
Оборудование урока: Модель координатной прямой, Модель термометра ( на доске), изготовленные учителем. Модели координатных прямых у каждого ученика ( изготовленные учениками). Компьютер. Слайды. Индивидуальные задания на карточках.
Цель урока: Дать понятие и научить складывать числа с помощью координатной прямой, показать, что результат двух последовательных изменений величин находят с помощью координатной прямой; побудить интерес к изучению математики; способствовать развитию практических навыков.
Ход урока: 1. Отплытие. - организационный момент.
Актуализация знаний. 2. Остров « Вспоминайка ».
5; !-17!; 1/2; 7,5; 0; !3/4!; 100; 0,5; 17; !-3/4!; 0,75; -1245; -7,5 1. Назовите положительные числа. 2. Назовите отрицательные числа. 3. Укажите противоположные числа. 4.Назовите число, которое не является ни отрицательным, ни положительным. 5. Найдите самое маленькое число. 6. Найдите самое большое число. 7. Модули каких чисел равны? 8.Найти целые числа.
3. Остров « Узнайка ». Объяснение нового материала. При объяснении используются: модель координатной прямой, модель термометра ( на доске) ( изготовлены учителем); модели координатных прямых у учащихся, изготовленных самостоятельно.
1.Измерим температуру за бортом корабля ( с помощью модели термометра). На термометре 6 -3 Изменение температуры результат 6+4 = =1 -3+(-5)=-8
Вывод: Если дана начальная температура и её изменения, то конечная температура находится действием сложения.
2.Показания приборов на корабле: ( решать с помощью термометра или координатной прямой). 1 прибор2 прибор3 прибор Данное число 5 -6 а Изменение показаний 3 -4 в Результат 5+3=8-6+(-4)= -10 а+в
Вывод: Прибавить к числу а число в - значит изменить число а на число в.
3.На координатной прямой: Найдём сумму чисел : 8+3=11 8+(-3)= 5
Вывод: Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного числа уменьшается.
На координатной прямой: Найдём сумму чисел: 4+(-4)=0 а +(-а) = о
Вывод: Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
На координатной прямой: Найдём сумму: -5+0= -5 а+0=а
Вывод: При прибавлении нуля число не изменяется.
4. Остров « Спортландия». Ну что, устали? А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
5. Остров « Умейка». Решите задания с помощью координатной прямой: = 4+0= 3+(-4) = 0+(-3)= -3+6 = -5+0= 1+(-5) = -3+3= -5+6 = 7+(-7)= -3+(-2)=
Решите задание с помощью координатной прямой (или термометра): Утром температура воздуха была равна 8 градусам. За первую половину дня температура изменилась на 4 градуса, а за вторую половину дня – на 7 градусов. Какой стала температура после двух изменений?
Решение: (- 7) = 5
Вывод: Результаты двух последовательных изменений находят с помощью сложения.
6. Остров « Повторика». 1. Самостоятельная работа: а) Найти с помощью координатной прямой сумму чисел: -7+5; -4+(-8); 8+(-3); 0+(-9). б) Написать в порядке возрастания числа: -9; 0; -12; 5; 12; -2 л в п ё м ы в)Написать в порядке убывания числа: -5; 0; 5; -8; -10; м о д о й
В результате должно получиться: Плывём домой.
Остров « Закрепика». Решение заданий в тестовой форме. Выполнить с помощью координатной прямой. 1. Температура воздуха была -2 градуса. Какой стала температура, когда она изменилась на -5 градусов? А. 7 Б. 3 В. -3 Г.-7
2.Решить с помощью координатной прямой: Температура воздуха с утра была равна 10 градусам. К обеду температура изменилась на 4 градуса, а к вечеру – на -5 градусов. Какая температура воздуха была вечером? А. 11 Б. 9 В. 1 Г. -1.
Возвращение из путешествия по островам математики домой: Задание на дом: ( по индивидуальным карточкам).
Подведение итогов урока. Что мы узнали за время путешествия по островам математики? Поделимся впечатлениями. 1. Если дана начальная температура и её изменения, то… 2. Прибавить к числу а число в – значит… 3. Любое число от прибавления… 4. Сумма двух противоположных чисел… 5. При прибавлении нуля… 6. Результаты двух последовательных изменений…