Tempus IV О.Н. Олейникова, Д.п.н. Директор Национального офиса программы Tempus в России
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.2 Роль программы Tempus Катализатор модернизации и интеграции российского высшего образования в европейское пространство (Болонский процесс) в части разработки: Программ двух циклов высшего образования, Формирования системы переноса зачетных единиц (ECTS), Систем обеспечения качества высшего образования Развития академической мобильности
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.3 Tempus и модернизация высшего образования в России Ориентация программ высшего образования на результат/компетенции: новое поколение стандартов высшего образования переосмысление роли преподавателей переосмысление методов обучения
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.4 Tempus и модернизация высшего образования в России Переосмысление подходов к обеспечению качества Разработка механизмов расчета и переноса зачетных единиц Кросс-культурное обучение благодаря мобильности
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.5 Tempus и модернизация высшего образования в России Совершенствование управления вузами Осознание необходимости развития взаимодействия вузов с предприятиями Осознание новой роли университетов в обществе, основанном на знаниях
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.6 Тempus и модернизация высшего образования в России Растущее понимание вузами целей и задач Болонского процесса и внедрение интеграционных механизмов Растущее доверие и интерес к развитию сотрудничества с европейскими вузами среди ректоров Вовлечение в сотрудничество ассоциаций университетов, которые становятся неформальными Bologna promoters
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.7 Tempus и модернизация высшего образования в России Формирование внутренних и международных тематических сетей в результате совместных проектов: (напр., в области Европейских исследований, права, экономики, туризма и т.д.) Формирование общеевропейского дискурса в области высшего образования
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.8 Tempus IV. Задачи программы Содействие реформированию и модернизации высшего образования в странах-партнерах; Повышение качества и роли высшего образования в странах-партнерах; Развитие потенциала учебных заведений высшего образования стран-партнеров и стран ЕС Содействие развитию человеческих ресурсов; Содействие росту взаимопонимания между народами и культурами стран ЕС и стран-партнеров «Страны-партнеры» - страны, не являющиеся членами ЕС
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.9 Типы проектов Совместные проекты: реализуются на институциональном уровне для реформирования образовательных программ, совершенствования управления вузами, формирования взаимодействия с обществом. Структурные меры: реализуются на национальном уровне в интересах развития и реформирования структур и систем высшего образования в странах-партнерах Дополнительные (Сопутствующие) меры: деятельность по распространению и информационная поддержка (конференции, исследования, обмен образцами успешной практики) Реализуются Национальными контактными пунктами и Национальными офисами
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.10 Финансирование Размер Гранта для Совместных проектов и Структурных мер: min max Продолжительность проектов: до 36 месяцев Со-финасирование: Европейская Комиссия – не более 90% Консорциумы – не менее 10%
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.11 Направления реализации Тempus IV 1. Реформирование образовательных программ: Модернизация образовательных программ и академических дисциплин с использованием (ECTS), система 3-х циклов и признание дипломов и степеней 2. Реформа в области управления Управление вузами и развитие студенческих служб Внедрение системы обеспечения качества Институциональная и финансовая автономия Равный и прозрачный доступ к высшему образованию Развитие международных связей
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.12 Направления реализации Тempus IV 3. Высшее образование и общество Обучение неуниверситетских преподавателей Развитие партнерских отношений с предприятиями Образование – исследования – инновации Курсы обучения для госслужащих (министерства, региональные/местные органы власти) Развитие обучения в течение всей жизни в обществе Рамки квалификаций
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.13 Особенности Tempus IV Развитие институционального сотрудничества Подход «снизу-вверх», реализуемый в основном посредством конкурса заявок на проекты, поддерживающие целенаправленные реформы в вузах и/или системах высшего образования Участие национальных органов власти Сильный акцент на распространение, устойчивость и использование результатов. Дополняется другими программами (Erasmus Mundus).
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.14 Руководство программой Исполнительное агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам (EACEA): Поддержка на местах: Национальные контактные пункты (NCPs) в странах ЕС и Национальные офисы Tempus (NTOs) в странах-партнерах: ies/index_en.php
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.15 Национальные приоритеты Определены в процессе консультаций Делегаций Европейской Комиссии с министерствами образования в странах- партнерах Национальные приоритеты определены отдельно для Совместных проектов и Структурных мер Национальные приоритеты действуют для национальных проектов, т.е. проектов с участием одной страны-партнера.
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.16 Национальные приоритеты Российской Федерации Для Совместных проектов: 1.Реформирование образовательных программ: Реформирование образовательных программ Перенос зачетных единиц, признание дипломов и степеней Предметные области: Социальная работа, туризм и услуги, педагогика, техника и технологии, информационные технологии, философия, экология, биотехнология 2.Высшее образование и общество: Обучение в течение всей жизни Рамки квалификаций
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.17 Национальные приоритеты Российской Федерации Для Структурных мер: 1.Высшее образование и общество: Обучение в течение всей жизни Рамки квалификаций
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.18 Региональные приоритеты Идентичны для группы стран-партнеров в рамках одного географического региона Выбираются на основании принятых ЕС стратегических документов в отношении региона или стран-партнеров Деление стран-партнеров на регионы основано на: Европейской стратегии сотрудничества с регионами стран- партнеров Европейском инструменте партнерства и добрососедства
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.19 Регионы добрососедства и сотрудничества Восточный: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Россия, Украина Западные Балканы: Албания, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская республика Македония, Косово, Черногория, Сербия Южный: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, территория Палестинской автономии, Сирия, Тунис Центральная Азия: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан Подробнее о региональных приоритетах:
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.20 Состав консорциумов Национальные проекты: Минимум 3 вуза из одной страны партнера Минимум 3 вуза из 3-х разных стран ЕС Строгое соответствие национальным приоритетам страны-партнера!
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.21 Состав консорциумов Многонациональные (многосторонние) проекты (не менее 2-х стран-партнеров): Минимум 2 вуза из каждой страны-партнера Минимум 3 вуза из трех разных стран ЕС Тематика заявки должна отвечать региональным или национальным приоритетом для всех стран-партнеров!
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.22 Грантозаявитель Учреждение, подающее заявку на грант Tempus от имени всех членов консорциума, и ответственное за администрирование гранта и координацию проекта Юридическое лицо стран ЕС или стран-партнеров: Юридический статус не менее 5 лет Предоставление копии устава и регистрационного свидетельства Грантозаявители - университеты ЕС, должны быть участниками Хартии университетов Erasmus University Charter После подписания Грантового соглашения грантозявитель становится координатором
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.23 Грантозаявители на Совместные проекты 1. Аккредитованные высшие учебные заведения: государственные и частные вузы и колледжи профессионального образования (уровень МСКО 5 и 6) 2. Ассоциации, объединения или сети вузов
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.24 Грантозаявители на Структурные меры 1. Аккредитованные высшие учебные заведения: государственные и частные вузы и колледжи профессионального образования (уровень МСКО 5 и 6) 2. Ассоциации, объединения или сети вузов 3. Национальные или международные организации ректоров, преподавателей или студентов
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.25 Партнеры в консорциумах организации ректоров, преподавателей или студентов; неправительственные организации; социальные партнеры или их организации, осуществляющие обучение; частные или государственные предприятия; исследовательские структуры; госструктуры (на особых условиях)
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.26 Участие госструктур в проектах Особые условия: Государственные структуры не могут получать финансирование из средств гранта, за исключением суточных и транспортных расходов Обязательное условие для Структурных мер: Участие в консорциуме министерства образования в качестве партнера
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.27 Условия допуска к конкурсу К участию в конкурсе допускаются только заявки, поданные в срок и по установленной процедуре Заявители должны представить сбалансированный бюджет с учетом требований к объемам софинансирования
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.28 К участию не допускаются Заявки на национальные проекты, не отвечающие национальным приоритетам Tempus данной страны-партнера. Заявки на многосторонние проекты, тематика которых не является региональным или национальным приоритетом для всех стран- партнеров, участвующих в проекте. Заявки, ориентированные исключительно на исследования. Заявки, явно «копирующие» друг друга, т.е. совпадающие по целям и задачам и видам деятельности и различающиеся только по составу партнеров и стран
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.29 Основные критерии отбора Проекты: демонстрируют сильный потенциал развития демонстрируют широкое влияние на учебные заведения и систему ВО предлагают сбалансированный состав консорциума включают в консорциум представителей неакадемического сообщества содействуют развитию международного (межрегионального) сотрудничества привлекают к участию студентов и их организации
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.30 Необходимая информация На сайте EACEA: n.php n.php На сайт Национального офиса Tempus:
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.31 Национальный офис Tempus Деятельность: Обеспечение информационной поддержки программы Tempus в России путем: поддержания и обновления веб-сайта программы; выпуска Информационного бюллетеня; проведения информационных дней программы Tempus и методических семинаров
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.32 Национальный офис Tempus Деятельность: Информационная и консультационная поддержка российских вузов при подготовке заявок на участие в проектах и в ходе их реализации Оказание помощи российским и европейским вузам в поиске организаций-партнеров для реализации совместных проектов Мониторинг реализуемых проектов Продвижение и распространение результатов и наработок Болонского процесса
Дни Европы в Казани, марта 2010 г.33 Национальный офис Tempus , г. Москва, ул. Гончарная, д.27/6, офис 104 Телефон: (495) Телефон/факс: (495) Web-site: