Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Городской семинар учителей истории и обществознания «Системный подход к организации работы с текстовой информацией на уроках истории» ноябрь 2010 года Подготовила: Коваль Н.В.
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. А. Дистервег
Виды текстовой информации
Алгоритм формирования учебных навыков при работе с текстом Искать Сопоставлять Конкретизировать Прогнозировать Анализировать
Технологии понимания текста Выявления (отбор, обобщение, сопоставление) Осмысления (выявление главной мысли автора, замысла) Преобразования (создание собственного текста, выделение и понимание проблемы)
Исторические источники (мифы, легенды, документы, различные мнения ) Тексты различных стилей и жанров ( научные, официальные, литературно-художественные ) Текст в сочетании с иллюстративным материалом Группы текстовой информации
Система работы с текстом Единство двух процессов Давать знания Обучать навыкам
Фрагмент рабочей программы (раздел «Первобытный мир», 7 ч) Основные темы раздела Формируемые навыкиОсновные виды работ Происхождение человека Чтение исторической карты и работа с контурной картой Подготовить устный рассказ о расселении первобытных людей с опорой на легенду карты. Выполнить задание по контурной карте От человека умелого к человеку разумному Составление рассказа от лица героя Написать рассказ Религия и искусство в первобытном мире Составление простого плана Составить план текста «Зарождение религии в первобытном обществе» Переход к оседлому образу жизни Сравнение объектов одного порядка Выполнить сравнение родовой и соседской общины От первобытности к цивилизации Составление логической схемы (цепочки) Составить логическую схему «Причины перехода от родовой общины к соседской общине»
Способы подачи информации заданная последовательность информации сочетание текста с иллюстративным материалом объединение разных текстов по одной теме использование обучающих текстов, содержащих лишнюю, недостающую, противоречивую информацию, фактические или логические ошибки Информация
Ключевые слова к видам заданий Предположите Подтвердите Найдите Сформулируйте Объясните Представьте Навыки Постановка вопроса Соотношение различной информации Чтение исторической карты Построение рассуждений Преобразование информации
1. Полезности 2. Преемственности Задания, выполняемые на уроке Задания, выполняемые дома Последующие задания, в которых используются полученные знания и навыки Чтение исторической карты Составить рассказ о Древнем Египте по исторической карте Сравнить по карте географическое положение Египта и Шумера, выявить особенности шумерской цивилизации. Сравнить по карте географическое положение Финикии и Шумера, определить характерные черты морской цивилизации Определение главной мысли текста (Египет дар Нила) Составить план и определить глав ную мысль текста «Развитие хозяйства в Древнем Египте» Определить, как особенности географического положения Финикии (а позже и Греции) повлияли на хозяйственную деятельность населения. Определить главную мысль текста «Наказ колонистам, отправляющимся из Локров в Навпакт» Определение причин завоевательных походов египетских фараонов Определить последствия завоевательной политики фараонов для Египта Прочитать миф «Суд Париса». Выделить в мифе причины Троянской войны, представив их в виде логической схемы. Используя атлас и знания о полисной системе Греции, сформулировать возможные исторические причины Троянской войны Принципы составления заданий
Приемы работы с текстом УчительУченик 1. Целенаправленный выбор информации 2. Компоновка информации 3. Продуманная последовательность заданий 1. Отбор и извлечение информации 2. Анализ информации 3. Создание собственного текста
Схема, таблица, график Справка, план, досье Рассказ, письмо, сообщение Результат работы с информацией
Ни прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Л.Новикова
Успехов Вам в работе!