ТЕМА УРОКА: МЕДЬ ЕЕ СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить формирование понятий «химический элемент», «химическая реакция». Закрепить и углубить знания о периодической системе. Подтвердить общие и особенные свойства меди и ее соединениях. Продолжить формирование логического мышления: умение сравнивать, делать выводы. Показать причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением.
Строение атома: Cu – элемент I группы побочной подгруппы. Сu + 29 ) 2 ) 8 )18 )1 1s2 2s22p6 3s23p63d10 4s1 Степени окисления +1 Cu2O +2 CuO
Нахождение в природе. Аузурит 2CuCO 3 Cu(OH) 2 – (55,5 % меди)
Халькозин (медный блеск) Cu 2 S – (79,8% меди)
Халькопирит CuFeS 2 – (30 % меди)
Малахит CuCO3 Cu(OH)2 – (57,4 % меди)
Ковеллин CuS – (64,4 % меди)
Месторождения Казахстана. Жезгазган Павлодарская область Восточно-Казахстанская область Рудный Алтай
Получение Медь добывается: а) пирометаллургическим путём 2Cu 2 S + 3O 2 = 2Cu 2 O + 2SO 2 2Cu 2 O + Cu 2 S = 6Cu + SO 2 б) гидрометаллургическим путём CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O CuSO 4 + Fe = Cu + FeSO 4
Физические свойства: Медь – блестящий, светло-розовый металл; легко прокатывается; температура плавления 1083; плотность 8,9 г/см3; Отличный проводник электрического тока (уступает серебру);
Химические свойства: 1. Взаимодействует с неметаллами Cu + Cl 2 = CuCl 2 2. При нагревании с кислородом и серой 2Cu + O 2 = 2CuО Cu + S = CuS 3. Взаимодействует с кислотами Cu + 2H 2 SO 4 (к ) = CuSO 4 + SO 2 + H 2 O Cu + 4HNO 3 (к ) = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O
Соединения меди Cu(OH) 2 – студенистый осадок голубого цвета; получают при действии щелочей на соли Меди: CuSO NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 Гидроксид меди При нагревании разлагается: Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O чёрный Легко растворяется в кислотах: Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O
CuSO 4 – сульфат меди, белого цвета; с водой образует кристаллогидрат голубого цвета CuSO 4 * 5H 2 O; Используется в с/х в качестве антисептика и для борьбы с вредителями.
Биологическая роль меди. Не смотря на то, что ионы меди ядовиты, медь необходима нашему организму, она участвует в процессах кроветворения, входит в состав многих ферментов, ускоряющих процессы окисления, стимулирует углеводный обмен, синтез гемоглобина и жиров, образование витаминов. Cu в организме концентрируется в печени.
Сплав меди. Бронза – сплав меди и олова, превосходит медь в твёрдости, устойчива к окислению. Бронзовый век начало III тыс – I тыс до н. э Бронза широко использовалась для изготовления орудий труда, кухонная утварь: чаши, котлы. Изделия из бронзы отливались у египтян, индусов. Ассирийцев.
Статуя высотой 32 м, созданная в 290 г. до н. э. в честь бога Солнца Гелиоса, Колосс Родосский, была отлита из бронзы и поставлена на самом восточном острове Эгейского моря Родосе, у входа в порт. (одно из чудес света)
В Японии в 749 г. была отлита и помещена в храм Тодайзи четырехсоттонная статуя Будды.
Ким Кори – художница США, штат Оризона, бронзовые статуэтки
Закрепление Выполнить превращение CuO Cu CuCl 2 Cu(OH) 2 CuSO 4 1) СuO + …. = 2) Cu + ….. = 3) CuCl2 + …. = 4) Cu(OH)2 + …. = ( отдельно стоят вещества которые нужно вставить вместо точек H2 Cl2 NaOH H2SO4 ) после равенства ручкой дописывают и уравнивают отдельно вызванные учащиеся у доски)
CuCl 2 Cu CuO Cu(NO 3 ) 2 Cu(OH) 2 1)CuCl 2 2)Cu + …. 3)CuO + …. 4)Cu(NO 3 ) 2 + ….. Отдельно вещества HNO 3 NaOH O 2 H 2 электролиз
Домашняя работа: Упр. 6-7 стр.185