1.Сложные имена существительные с соединительными гласными О, Е: солнцеворот, коневодство, зверолов, баснописец. 2. Сложные слова без соединительной гласной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Слитное написание.
Advertisements

Слитные и дефисные написания. Повторим орфографию.
Презентация к уроку русского языка,6 класс,10 класс Автор:Квасова А.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Вяткинская СОШ» Усть-Пристанского района,
Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания Урок русского языка в 10 классе Учитель: Малицкая И.Г.
Правописание сложных имен существительных. Слитно Сложные сущ-е с соединительными гласными о-е (о- после твердых согласных; е- после мягких согласных)
Обобщение Правописание сложных слов. Сложные слова Слова, имеющие в своём составе 2 или более корней : Собственно сложные слова : железнодорожник, северо.
Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по орфографии Нефёдова Оксана Николаевна учитель русского языка и литературы лицей 2 г. Мурманск.
Т ЕМА : «Д ЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ ». Цели и задачи: - актуализация знаний о дефисных написаниях слов, принадлежащих к различным частям речи; - закрепление.
Правописание сложных существительных Цель урока: повторить и обобщить орфографический материал.
Тема урока. Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных. Цели урока: 1.Познакомиться с орфограммой «Слитное, раздельное и.
Слитное, дефисное и раздельное написание разных частей речи. Вопрос 12. Теория.
Правописание сложных имен существительных. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ 1.Слова с соединительными гласными О/Е ЗемлЕделец, сенОкос 2.Слова с начальными иноязычными.
Мир сложных слов Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург,
Правописание сложных имен существительных 10 класс Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 39 г. Брянска Борисова Наталья Ивановна.
Тайна картины Исследовательская работа ученицы 5-Б класса МОУ СОШ 3 Никоновой Анастасии.
Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Тема: Правописание сложных имен существительных Школа 255 Адмиралтейского района Учитель высшей квалификационной категории Павлова Светлана Ивановна Санкт-Петербург,
Составила учитель МОУ «СОШ 7» г.Лысьва Кандакова Н.Г.
Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Транксрипт:

1.Сложные имена существительные с соединительными гласными О, Е: солнцеворот, коневодство, зверолов, баснописец. 2. Сложные слова без соединительной гласной -с иноязычными элементами авто-, радио-, био-, авиа-, фото-, зоо-, аэро-, метео-, агро-, вело-, стререо-, нео-, моно-, электро-, микро-, кино-, гидро-, макро-, аква-, контра-: авиапочта, контрабанда; - с первой частью на –И (глагольной), на –МЯ (в нач.ф.): времяисчисление, сорвиголова. Исключение: перекати-поле; знаменосец. - со второй частью на –град, -город: Калининград; -сложносокращённые: вуз, спецодежда. 3. Сложные существительные, первой частью которых являются числительные: столетие, сорокалетие (но: сороконожка). Слитно

1.Названия промежуточных частей света: юго-запад. 2. Единые названия (географические, растений, явлений, предметов): Па-де-Кале, премьер- министр, мать-и-мачеха, вагон-ресторан, яхт-клуб, жар-птица (присоединено слово с оценочным значением). 3. Составные фамилии: Римский-Корсаков, Дон-Кихот (но: Леонардо да Винчи). 4. Существительные, имеющие первой частью иноязычные элементы обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб-, штаб-: экс-чемпион. 5. Слова с повторяющимися, антонимичными или синонимичными основами: друзья- приятели, купля-продажа. Дефис

(Земл?)трясение, (чудо)богатыри, (атомо)ход, (акв?)ланг, (Нов)город, (гори)цвет, (микро)район, (грусть)тоска, (зоо) магазин, (ави?)лайнер, (универ) маг, Ростов(на)Дону, (горе)охотники, (пед)институт, (северо)восток, (генерал) полковник, (шеф)повар, Иван(да)Марья, Леонардо(да)Винчи, (врем?) препровождение, (вице) президент, (хлеб)соль, (тысяч?)летие, (сум?)сшествие Проверь себя

Землетрясение, чудо-богатыри, атомоход, акваланг, Новгород, горицвет, микрорайон, грусть-тоска, зоомагазин, авиалайнер, универмаг, Ростов-на-Дону, горе-охотники, пединститут, северо-восток, генерал-полковник, шеф-повар, Иван-да-Марья, Леонардо да Винчи, времяпрепровождение, вице- президент, хлеб-соль, тысячелетие, сумасшествие.

1.(метео)наблюдение 2.(микро)процессор 3.(борт)механик 4.(вице)президент 5.(жизне)описание 6.(диван)кровать 7.(земле)владение 8.(лето)исчисление 9.(северо)восток 10.(жар)птица Проверь себя

1.метеонаблюдение 2.микропроцессор 3.бортмеханик 4.вице-президент 5.жизнеописание 6.диван-кровать 7.землевладение 8.летоисчисление 9.северо-восток 10.жар-птица

Упр. 310 (1) Проверь себя

Жар-птица, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, меч-кладенец, кошелёк-самотряс, лягушка- квакушка, мышка-норушка, зайка- побегайка, лисичка-сестричка, комар-пискун, блоха-попрыгуха.

Упр. 310 (3) Подготовка к написанию сочинения-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт» Обстоятельства создания полотна Это одна из трёх картин, написанных Васнецовым в период, когда прокладывалась железная дорога в Донецкий край и велось освоение его природных богатств. Полотна были созданы по заказу Саввы Мамонтова как сказочные иллюстрации к происходящим событиям. Сюжеты выбирал сам художник. Картина «Три царевны подземного царства» символизировала богатство недр осваиваемых земель, «Битва скифов со славянами» воссоздавала сюжет из истории Донецкого края, а на картине «Ковёр-самолёт» изображалось волшебно быстрое средство передвижения.

Беседа по картине. - Назовите имя любимого героя народных сказок, изображённого на картине. -Рассмотрите внимательно фигуру сказочного героя и опишите его позу, выражение лица, одежду. -Опишите пейзаж, изображённый на картине. В какое время суток происходят на полотне сказочные события? Как художник написал небо? Какой предстаёт русская земля? -Какую мечту выразил русский народ, создавая в своей фантазии образ ковра-самолёта? Как воплотил эти мечты художник? -Передайте свои впечатления. Подведём итоги беседы.

Имя любимого героя народных сказок, изображённого на картине, -- Иванушка-дурачок. Персонаж изображён в тот момент, когда уже обнаружил свою ловкость и отвагу и возвращается победителем: в драгоценном одеянии стоит он на летящем в небесном просторе ковре и сжимает кольцо золотой клетки с сияющей Жар-птицей. Иванушка уверенно управляет полётом волшебного ковра. Сказочный герой стоит в неизмеримом небесном просторе, бесстрашно выпрямившись, и зорко вглядывается вдаль. Лицо его серьёзно: он осознаёт, какие опасности ему ещё предстоит преодолеть. Брови героя сдвинуты, губы плотно сжаты. На Иване парчовый кафтан, полы которого разлетаются от быстрого движения, и золочёная шапка с отворотом. Правой рукой он придерживает драгоценные ножны с волшебным мечом, а левой сжимает золотое кольцо заветной клетки с жар-птицей, оперенье которой сияет, как солнце. Ковёр-самолёт несёт сказочного героя в вечернем небе. Сгущаются розовато-серые тени, вечерний туман застилает пейзаж. Сквозь толщу сизых облаков пробивается тусклый свет бледного месяца. Ковёр несётся, поднявшись выше ночных птиц, над лесами и реками. В реке отражаются прибрежные кусты, туман обволакивает перелески, смягчая очертания деревьев. С высоты птичьего полёта обычный русский северный пейзаж предстаёт, как таинственное волшебное виденье, как заповедный сказочный край, полный неведомых чудес. Русские люди мечтали о быстром перемещении в пространстве, о свободном полёте. Людям хотелось посмотреть на землю с высоты птичьего полёта. Эти мечты выражает художник в своём полотне, изобразив любимого народом сказочного героя, покорившего воздушные пространства. Подготовка к написанию сочинения-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт»

Составьте план сочинения. Проверь себя!

План сочинения 1. Сюжет картины В. М. Васнецова «Ковёр- самолёт». 2. Образ сказочного героя: поза, выражение лица, одежда. 3. Пейзаж: небо, реки, леса. 4. Моё впечатление от картины. Проверь себя!

Словарная работа Задание. Запишите под диктовку словосочетания, объясняя изученные орфограммы.

Проверь себя! Волшебный ковёр, неизмеримый небесный простор, бесстрашно выпрямившись, зорко вглядывается; парчовый кафтан, золочёная шапка с отворотом, драгоценные ножны, заветная клетка с жар-птицей, розовато-серые тени, толща сизых облаков, тусклый свет бледного месяца, обволакивает перелески, русский северный пейзаж, таинственное волшебное виденье, заповедный сказочный край, полный неведомых чудес.

Домашнее задание: 1) упр. 310 (3).

Написание сложных имён существительных с пол- и полу-

Цели урока: 1) дать представление о написании сложных имён существительных с пол- и полу-; 2) отрабатывать умение выбирать правильное написание сложных имён существительных.

I. Правописание сложных имён существительных (повторение - распределительный диктант)

Задание. Запишите сложные имена существительные под диктовку, распределяя их в два столбика: 1) слитное написание; 2) дефисное написание. (Гарин) Михайловский, (ванька)встанька, (басно)писец, (земл?)трясение, (жук)носорог, иван(да)марья, (друзья)приятели, (семи)клас?ник, (авиа)почта, (кино)режис?ёр, (аква)ланг, (вице)губернатор Проверь себя

1.семиклассник 2.баснописец 3.землетрясение 4.авиапочта 5.кинорежиссёр 6.акваланг 1.Гарин-Михайловский 2.ванька-встанька 3.вице-губернатор 4.жук-носорог 5.иван-да-марья 6.друзья-приятели СЛИТНО с иноязычными элементами авто-, радио-, био-, авиа-, фото-, зоо-, аэро-, метео-, агро-, вело-, стерео-, нео-, моно-, электро-, микро-, кино-, гидро-, макро-, аква-, контра- ДЕФИС с иноязычными элементами обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб-, штаб-

II. Правописание сложных существительных с пол- и полу- Вдумчиво прочитайте текст на стр Внимательно рассматрите схему, стараясь запомнить примеры, и, закрыв книги, воспроизведите эту схему в тетрадях. Внесите коррективы в свои записи и устно по памяти перечислите условия выбора слитного и дефисного написания сложных существительных с пол-, сопровождая ответ примерами. Работа со второй группой существительных, данных в упражнении 311: распределите их в соответствии со столбиками схемы на с Сложные существительные, которые пишутся с пол- слитно, запишите отдельной строкой.

Упр. 312 Текстоведческий анализ (устно) Тема текста – «…». Основная мысль – «…». Это …. Предложения в тексте соединены с помощью последовательной (цепной) и параллельной связи….. Первые два предложения связаны с помощью … Третье и пятое предложения связаны со вторым … Четвёртое предложение связано с третьим …. Предложение 6 присоединяется к пятому …. Предложение 7 присоединяется к шестому с помощью …., а предложение 8 к шестому – с помощью …. Предложение 9 связано с восьмым с помощью ….

Текстоведческий анализ Тема текста – «Поход на каток». Основная мысль – «Катание на катке началось неудачно». Это художественное повествование с элементами рассуждения. Предложения в тексте соединены с помощью последовательной (цепной) и параллельной связи. Первые два предложения связаны с помощью форм слова (пойти – пошли) и однокоренных слов (каток – катание). Третье и пятое предложения связаны со вторым по смыслу, и порядок следования мысли устанавливается с помощью вводных слов во-первых, во-вторых. Четвёртое предложение связано с третьим по смыслу. Ставим от третьего предложения вопрос «почему?». Предложение 6 присоединяется к пятому по смыслу, ставим к нему вопрос «что было следствием этого?»; предложение 7 присоединяется к шестому с помощью союза но и местоимения это, а предложение 8 к шестому – с помощью лексического повтора (ремешком – ремешка). Предложение 9 связано с восьмым с помощью местоимения его.

Упр. 313.

Домашнее задание: упр. 317.