РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ «Об итогах мониторинга реализации в 2012/2013 учебном году Концепции оптимизации социально-гуманитарных дисциплин и задачи по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ структура, порядок разработки и регистрации Начальник учебно-методического отдела А.Т.Жуковский
Advertisements

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ Начальник учебно- методического отдела А.Т. Жуковский Учреждение образования.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Введение Настоящая Концепция разработана в соответствии с государственным общеобязательным образовательным стандартом – 2006г, типовыми учебными планами.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Мониторинг направлений актуального профессионального развития научно-педагогических, руководящих кадров, сотрудников ПетрГУ.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Новое учебно-методическое обеспечение в условиях инновационного образования Нефедова Л.В., к.п.н., доцент.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Гачко Г.А., проректор по учебной работе Гачко Г.А., проректор по учебной работе О практико-ориентированных формах обучения формах обучения на 1 и 2 ступенях.
Нормативное правовое и организационно-управленческое обеспечение инновационной деятельности в учреждениях образования в 2015/2016 учебном году Федоров.
Разработка вузами основных образовательных программ.
ФГОУ СПО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ХРИСТИЧ Татьяна Юрьевна, руководитель НМЦ ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ.
Ученый совет ТИЭИ 27 июня 2013 года Первый проректор – проректор по учебно- методической работе В.В.Соколов 11/2/20141.
1.1. учебно-программную документацию образовательной программы дошкольного образования 1.2. программно-планирующую документацию воспитания 1.3. учебно-методическую.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
Обсуждение проекта ФГОС III в период с г.г. - 3 Мероприятие Место проведения Количество Совещания деканов стоматологических факультетов России.
Транксрипт:

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ «Об итогах мониторинга реализации в 2012/2013 учебном году Концепции оптимизации социально-гуманитарных дисциплин и задачи по дальнейшему совершенствованию социально- гуманитарного образования в учреждениях высшего образования» Жук А.И. Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на совещании педагогического актива страны 29 августа 2011 г., подчеркнул: «Особенно тщательно нужно проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу. Стоит подумать о введении на негуманитарных специальностях в вузах интегрированного курса "Высшее обществоведение", нацеленного на комплексное изучение экономической, социальной, политико-правовой и духовной жизни современного общества». «Особенно тщательно нужно проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу. Стоит подумать о введении на негуманитарных специальностях в вузах интегрированного курса "Высшее обществоведение", нацеленного на комплексное изучение экономической, социальной, политико-правовой и духовной жизни современного общества».

Состав участников совещания

Мониторинг цикла социально-гуманитарных дисциплин (25-29 марта 2013 г.) (было охвачено 21 УВО (1, 4 курсы)) Витебск Витебский государственный технологический университет; Витебский государственный университет имени П.М. Машерова; Витебская государственная академия ветеринарной медицины; Гродно Гродненский государственный университет имени Я.Купалы; Гродненский государственный медицинский университет; Гродненский государственный аграрный университет; Гомель Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины; Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого; Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого; Минск Белорусский государственный университет; Белорусский национальный технический университет; Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники; Белорусский государственный технологический университет; Белорусский государственный экономический университет; Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка; Минский государственный лингвистический университет; Белорусский государственный университет культуры и искусств; Белорусский государственный медицинский университет; Белорусский государственный аграрный технический университет; Международный университет «МИТСО»; Институт парламентаризма и предпринимательства; Минский институт управления.

В ходе мониторинга: изучены общие вопросы организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин на первом курсе; изучены общие вопросы организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин на первом курсе; осуществлен анализ организации преподавания интегрированных и специализированных модулей по выбору студента; осуществлен анализ организации преподавания интегрированных и специализированных модулей по выбору студента; посещено свыше 40 учебных занятий на первом курсе; посещено свыше 40 учебных занятий на первом курсе; проведено анкетирование 1038 респондентов четвертого курса. проведено анкетирование 1038 респондентов четвертого курса.

Разработка УМК (ЭУМК) Формирование и утверждение плана создания УМК (ЭУМК) Разработка и включение УМК (ЭУМК) в индивидуальные планы учебно-методической работы преподавателя Назначение рецензентов деканом Согласованный деканом (начальником факультета) УМК (ЭУМК) представляется на утверждение органа самоуправления УВО

Основные проблемы реализации Концепции, выявленные в результате мониторинга в отдельных УВО отсутствует должная организация и контроль со стороны руководства УВО за ходом реализации Концепции и Рекомендаций по оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин; отсутствует должная организация и контроль со стороны руководства УВО за ходом реализации Концепции и Рекомендаций по оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин; студенты первого курса не ознакомлены с основными положениями Концепции; студенты первого курса не ознакомлены с основными положениями Концепции; не реализовано право студентов на выбор специализированных модулей; не реализовано право студентов на выбор специализированных модулей; низкий уровень проведения учебных занятий (не используется мультимедийное оборудование, не применяются методы интерактивного обучения). Чаще всего занятия проводятся в традиционной форме; низкий уровень проведения учебных занятий (не используется мультимедийное оборудование, не применяются методы интерактивного обучения). Чаще всего занятия проводятся в традиционной форме;

Основные проблемы реализации Концепции, выявленные в результате мониторинга в отдельных УВО не разрабатываются новые программы специализированных модулей в соответствии с Рекомендациями (по тематике интегрированного модуля, с учетом профиля специальности и требованиями образовательного стандарта по специальности к компетенциям, а также с учетом наличия в УВО научно- педагогических школ); не разрабатываются новые программы специализированных модулей в соответствии с Рекомендациями (по тематике интегрированного модуля, с учетом профиля специальности и требованиями образовательного стандарта по специальности к компетенциям, а также с учетом наличия в УВО научно- педагогических школ); разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам интегрированных модулей, в особенности, электронных, находится в начальной стадии. Студентам доступны лишь отдельные элементы УМК; разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам интегрированных модулей, в особенности, электронных, находится в начальной стадии. Студентам доступны лишь отдельные элементы УМК; Порядок создания УМК не соответствует Положению об учебно- методическом комплексе на уровне высшего образования (Постановление Министерства образования от ). Порядок создания УМК не соответствует Положению об учебно- методическом комплексе на уровне высшего образования (Постановление Министерства образования от ).

Позитивные ответы (процент ответов «Да» и «Скорее да» на вопрос удовлетворены ли вы в целом следующими сторонами образовательного процесса в сфере социально- гуманитарной подготовки)

Распределение ответов на вопрос «насколько, по вашему мнению, социально-гуманитарные дисциплины, изученные в УВО, значимы для Вашей социальной и профессиональной деятельности?», по признакам «Общекультурная и мировоззренческая значимость» и «Большая практическая значимость» (данные в %) Учебные дисциплины Общекультурная и мировоззренческая значимость Большая практическая значимость Философия45,251 Основы психологии и педагогики 17,764 Экономическая теория 15,856 Социология22,246 Политология33,155 Основы идеологии белорусского государства 27,445 История Беларуси в контексте мировых цивилизаций 42,963

Распределение ответов на вопрос «С целью повышения качества личностно-профессиональной подготовки специалистов в УВО считаете ли вы необходимым (возможным)…» (данные в %) ДаНет Затрудняюсь ответить Предоставить студентам право выбора изучения определенных дисциплин социально- гуманитарного цикла в соответствии со своими профессиональными интересами 89,15,25,7 Предоставить студентам возможность участвовать в формировании перечня социально-гуманитарных дисциплин 72,015,212,8 Увеличить долю самостоятельной работы студентов при изучении социально- гуманитарных дисциплин 25,054,720,2 Усилить связь содержания социально- гуманитарных дисциплин с жизнью и будущей специальностью 76,312,611,1

О дальнейшем совершенствовании преподавания социально-гуманитарных дисциплин Министерству образования: внести изменения и дополнения в Рекомендации по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (до 1 мая 2013 г.); внести изменения и дополнения в Рекомендации по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (до 1 мая 2013 г.); продолжить в 2013/2014 учебном году экспериментальную апробацию Концепции; продолжить в 2013/2014 учебном году экспериментальную апробацию Концепции; провести совещания в регионах с заведующими кафедр и преподавателями социально-гуманитарных дисциплин (до 15 мая 2013 г.). провести совещания в регионах с заведующими кафедр и преподавателями социально-гуманитарных дисциплин (до 15 мая 2013 г.).

О дальнейшем совершенствовании преподавания социально-гуманитарных дисциплин Республиканскому институту высшей школы: завершить разработку образовательного стандарта интегрированных социально-гуманитарных модулей (до 1 декабря 2013 г.); завершить разработку образовательного стандарта интегрированных социально-гуманитарных модулей (до 1 декабря 2013 г.); организовать доработку содержания экспериментальных учебных программ интегрированных модулей (до 1 июня 2013 г.); организовать доработку содержания экспериментальных учебных программ интегрированных модулей (до 1 июня 2013 г.); создать экспертные группы по анализу содержания проектов типовых учебных программ по основным дисциплинам интегрированных модулей (до 15 мая 2013 г.); создать экспертные группы по анализу содержания проектов типовых учебных программ по основным дисциплинам интегрированных модулей (до 15 мая 2013 г.); организовать курсы повышения квалификации по интегрированным модулям; организовать курсы повышения квалификации по интегрированным модулям; обеспечить систематическое проведение семинаров по организации преподавания интегрированных и специализированных модулей. обеспечить систематическое проведение семинаров по организации преподавания интегрированных и специализированных модулей.

О дальнейшем совершенствовании преподавания социально-гуманитарных дисциплин Учреждениям высшего образования: Разработать комплекс мер по реализации в 2013/ 2014 учебном году Концепции оптимизации социально-гуманитарных дисциплин Разработать комплекс мер по реализации в 2013/ 2014 учебном году Концепции оптимизации социально-гуманитарных дисциплин По итогам каждого семестра заслушивать на советах вуза, факультетов, заседаниях кафедр вопросы, связанные с реализацией Концепции По итогам каждого семестра заслушивать на советах вуза, факультетов, заседаниях кафедр вопросы, связанные с реализацией Концепции Организовать проведение ежегодного мониторинга качества преподавания интегрированных и специализированных модулей Организовать проведение ежегодного мониторинга качества преподавания интегрированных и специализированных модулей Обеспечивать систематическое повышение квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и внедрения в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий Обеспечивать систематическое повышение квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и внедрения в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий Осуществлять разработку УМК по интегрированным и специализированным модулям Осуществлять разработку УМК по интегрированным и специализированным модулям Организовать методические семинары по повышению качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин Организовать методические семинары по повышению качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин