«Творческий отчёт» Милюта Галина Леонидовна УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 2011 год
Родина моя – степь Казахстана Детство омыто счастливым дождем Имя Галина дано не случайно Дед мой в Украине был рожден Мама моя – с большим стажем учитель Муж – педагог, и сестра – методист Разные судьбы проходят и лица Каждый из нас то боец, то артист. Мы с каждым годом становимся старше, А с каждым выпуском – и мудрей. Нет на планете интересней и краше Учительской профессии моей.
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь.» Китайская мудрость
Основными направлениями деятельности в межаттестационный период стали: учебная деятельность – преподавание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»; ведение предметного курса «Решение задач по информатике»; методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для дисциплины «Информатика и ИКТ» и предметного курса; руководство исследовательскими работами учащихся – рефератами, научно исследовательскими проектами, подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам. воспитательная работа – в 2010 /2011 учебном году являюсь классным руководителем 8 «г» класса; руководство кружком школьный «Инфо – фокус» общественная деятельность участие в конкурсе «Учитель года поселка Боровский – 2010», в районном конкурсе «Учитель года », участие в общешкольных мероприятиях, оказание помощи в подготовке школьных педагогических советов, семинаров, родительских собраний. участие в работе районного методического объединения по предмету «Информатика и информационные технологии» выступление на Августовском заседании учителей информатики в 2010 г, проведение РМО учителей информатики в феврале 2011 г по теме «Формирование навыков решения задач по программированию в ЕГЭ и ГИА»
Проблемы: различный стартовый уровень знаний и умений школьников по информатике. приобретение качественных знаний по всему курсу информатики в оптимальном сочетании личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии. ошибочное представление учащихся об области научных знаний - Информатике
Метод проектов как один из способов реализации компетентностного подхода в изучении предмета Информатика и ИКТ Тема работы:
Цель: создание психолого-педагогических условий для внедрения метода проекта в деятельность учащихся, для повышения качества образования и успешной социализации школьников.
ЗАДАЧИ: Изучить возможности метода проекта, как части проблемного обучения и внедрить в практику работы для повышения качества знаний, умений и навыков школьников в образовательной, предметной области «Информатика». Развивать межпредметные связи на уроках информатики через проектную деятельность. Развивать и совершенствовать учебно-методическую базу для проведения занятий по курсу информатики и информационных технологий в русле проектной деятельности Повышать профессиональную компетентность.
Максим Горький Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать. Максим Горький
Предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь Килпатрик стал основоположником метода проектов. Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Дж Дьюи (John Dewey) Американский философ, психолог, педагог. «Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение – тот способ, благодаря которому они обретают это общее». John Dewey
Метод проектов, Стимулируя Метод проектов, применяемый для реализации описанного подхода, позволяет формировать у учащихся информационно-коммуникационную компетентность и способность к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности, повышать учебную мотивацию и качество получаемых знаний. Стимулируя интерес к предмету, формирует правильные представления о месте информатики в жизни современного человека. Личностно-ориентированный каждому каждым Личностно-ориентированный подход в обучении информатики предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, не только ориентирует ученика на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его возможности, способствует накоплению каждым учеником своего собственного личного опыта и способствует самостоятельному поиску путей решения задач.
Информационные компетенции -навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и обра- зовательных областях, а также в окружающем мире - владение современными средствами инфор- мации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) - поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Проекты игрПроекты игр - участие детей в групповой деятельности, развитие коммуникативных способностей. Экскурсионные проектыЭкскурсионные проекты изучение проблем, связанных с общественной жизнью, выбором профессии, самоопределением Повествовательные проектыПовествовательные проекты - - получить удовольствие от самовыражения, проявленного в самых разнообразных формах. Конструктивные проектыКонструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
оиск информации роблема ланирование родукт резентация
1. Организационный этап Изучение технологии проектирования, даются основные понятия о проектной деятельности. Ознакомление с методическими материалами, кото- рые отражают историю возникновения, типологию и структуру проектирования, календарь работы над проектом, рекомендации к проектированию, крите- рии оценки и др. На уроках и консультациях с учащимися рассматриваются следующие вопросы: - Проект, его типы и структура. - Этапы проектной деятельности. - Критерии оценки проектов. - Оформление результатов проектной деятельности - Демонстрация готовых проектов. - Создание творческих групп, пар. - Планирование работы над краткосрочными и долгосрочными проектами.
II. Внедренческий этап - в КТП внести элементы проектной деятельности - разработать межпредметные проекты. - разработать методические рекомендации к составлению теоретической части проекта, схема обдумывания, алгоритм работы над проектом и типология проектов для каждого класса, критерии оценки проекта. - привлечь обучающихся в творческие группы, пары. - контроль, оказание методической поддержки проектной деятельности, координация внутригрупповой и парной работы обучающихся. - составить календарь работы для каждого учащегося. - проводить консультации для обучающихся. - создание мини-проектов в рамках урока информатики. - создание в кабинете уголка проектов, для каждого обучающегося создается календарь работы над проектом.
II. Внедренческий этап - создание списка проектов, в дальнейшем его доработка и расширение. -создание мини-проектов, групповых и индивидуальных проектов. В проектах задействовать обучающихся всего класса. - выполнение проектов разного жанра: газеты, бюллетени для информационного уголка в классе, кроссворды с фрагментами, демонстрационно-иллюстративный материал, прикладной проект. - использование проектов в качестве промежуточной аттестации по информатике. -деятельность обучающихся организуется индивидуально, в парах, в группах. В проектах должны быть реализованы дидактические цели: -обобщить, систематизировать учебный материал, -применить его на практике, -развить творческие способности. -вывести обучающихся на участие в научно-практической конференции. - подготовить к выступлению проектов обучающихся на различные конкурсы.
III. Аналитический этап Проведение анкетирования. Цель: - Определение влияние проектной деятельности на личные успехи учеников - Анализ влияния на учебную деятельность использования проектов (срезы, аттестации, результаты успеваемости и качества по четвертям). - Анализ развития информационной и коммуникативной компетентностей. - Составление плана дальнейших действий.
Паспорт учебного проекта Тема или название проекта: Авторы проекта: Класс: Научный руководитель (учитель): Тип проекта (интегративный, предметный): Форма проекта: Краткое описание проекта (возможности использования, особенности проекта и т. д.): Цели проекта: Программно-техническое обеспечение, необходимое для проекта: Техническое оснащение: Программное обеспечение: Печатные материалы: Интернет-ресурсы:
Лист контроля прогресса проектной деятельности 1. Эффективно ли ты использовал отведенное время? 2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта? 3. Если бы этот проект ты выполнял снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу? 4. Легко ли ты решал возникающие проблемы? 5. Уложился ли ты в отведенные сроки? 6. Каково твое мнение о других проектах?
Анкета участника. Уважаемый участник! Сегодня, подводя первые итоги работы, Вам предлагается принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли Вам такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Нам важно знать Ваше мнение по предложенным вопросам. Надеемся на Ваше участие и поддержку. Анкетирование проводится анонимно, все результаты будут обработаны на компьютере и представлены статистически. Для заполнения анкеты обведите вариант ответа, который соответствует Вашему мнению и напишите свой ответ, где это указано.
Анкета участника. 1.Какими источниками информации Вы пользовались при подготовке проекта? а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие) 2.2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проекта? а) Да; б) Нет. 3. Подготовка проекта оторвала у Вас время от более важных и интересных дел? а) Да; б) Нет. 4. Работая над проектом, Вы использовали компьютерную технику. Доступ к технике у Вас был: а) Дома; б) В школе после уроков; в) Дома и в школе; г) Другое (укажите где). 5. Хотели бы Вы представляемый сегодня проект разместить в Интернет? а) Да; б) Нет. 6. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам? а) Да; б) Нет. 7. Вы организатор работы над проектом. Что с вашей точки зрения нужно сделать по другому:__________________________________________________________ Если есть пожелания и замечания, не вошедшие в вопросы, напишите их на обратной стороне анкеты. Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем Вам успехов!
Анкета гостя. Уважаемый коллега! Сегодня Вы посетили конференцию Общества любителей информатики. Вам предлагается принять участие в опросе, Цель опроса - выяснить, интересна ли Вам такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Нам важно знать Ваше мнение по предложенным вопросам. Надеемся на Ваше участие и поддержку. Анкетирование проводится анонимно, все результаты будут обработаны на компьютере и представлены статистически. Для заполнения анкеты обведите вариант ответа, который соответствует Вашему мнению и напишите свой ответ, где это указано. Если есть пожелания и замечания, не вошедшие в вопросы, напишите их на обратной стороне анкеты. Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем Вам успехов!
Анкета гостя. 1.Каково Ваше общее впечатление о мероприятии? а) В целом отрицательное; б) В целом положительное; в) Безразличное Каково Ваше мнение об использовании в нём технических средств? а) Использовано недостаточно средств; б) Использование избыточно для рядового урока, но достаточно для открытого мероприятия; в) Использование нецелевое и избыточное. 3. Ваше мнение о методической оправданности формы мероприятия: а) Более подходит для урока информатики; б) Более подходит для урока астрономии; в) Способствует развитию интереса (мотивации) к изучению обеих дисциплин и позволяет ученикам проявить себя; г) Форма неоправданна. 4. Ваше мнение об учащихся, принимавших участие в мероприятии: а) Недостаточно готовы и работают "по обязанности"; б) Готовились обстоятельно и работают с интересом; в) Хорошо подготовлены и работают как обычно; г) Не готовы и уклоняются от участия. 5. Вы организатор работы над проектом. Что с вашей точки зрения нужно сделать по другому:
Использование метода проектов на уроке информатики способствует: формированию у обучающихся определенных знаний, умений и навыков дня осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой; развитию информационной и коммуникативной компетентностей; развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления; поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности; развитию эстетического восприятия любых объектов; формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность; развитию пространственного воображения
1. По результатам анкетирования отмечается повышение интереса учащихся к изучению информатики. 2. Качественная успеваемость учащихся 9 « А » класса за 1 полугодие учебного года увеличилась на 14 % в сравнении с показателями учебного года и составляет 95%. Наблюдается повышение уровня сформированности информационной компетенции. Учебный год Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень %55% %33%
Диаграмма качества сформированности уровня Информационной компетенции (%) у испытуемой группы учащихся 9 « А » класса
Участие в научно – практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее ».