Виды внеклассной работы по информатике
План выступления Актуальность внеклассной работы по информатике Цели и задачи внеклассной работы по информатике Особенности внеклассной работы по информатике Виды внеклассной работы. Формы внеклассной работы
«Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащихся.» Д.А. Медведев
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательной работы школы, организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования и развития личности ребенка.
Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа по информатике направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы школы.
Внеклассная работа по информатике дает возможность одним учащимся преодолевать барьер в общении с компьютером, другим – в комфортной обстановке, выполняя конкретную работу, закреплять знания, полученные на уроке, третьим – развивать свои творческие способности, как в рамках самого предмета «Информатика», так и в других предметных областях, используя для этого компьютер как техническое средство. Это и является основной целью работы по информатике во внеурочное время.
По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по информатике имеет ряд особенностей: По своему содержанию она строго не регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий и материала для внеклассных занятий непосредственная связь с уровнем подготовки учащихся желательна, но не обязательна. Надо исходить только от общего уровня развития учащихся.
Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут (90 минут, если уроки спаренные), то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные переменки), и на 1,5-2 часа.
Особенностью внеклассной работы по информатике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения.
Если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признак, то для внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединятся в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться.
Выделяют следующие виды внеклассной работы: 1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия 2. Работа с учащимися, проявляющими интерес и склонность к информатике. 3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении информатики.
Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Накоплен огромный опыт внеклассной работы по различным дисциплинам. Умелое использование богатого опыта внеклассной работы по различным учебным дисциплинам с использованием специфики предмета информатики обеспечат успех проведения внеклассных занятий по информатике. Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т. д.
1. Подготовка и проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных, городских олимпиадах. 2. Выпуск школьной газеты. 3. Проведение викторин, вечеров, КВН по информатике 4. Проведение тематических конференций и семинаров по информатике. 5.. Разнообразные по формам, задачам кружки по информатике. 6. Школьные научные общества. 7. Организация различных форм заочного и дистанционного обучения учащихся.
В нашей школе внеклассная работа строится следующим образом: - неделя информатики проведение школьной олимпиады по информатике - работа кабинета информатики (например, дистанционное обучение) создание школьного сайта (страничка «Фотоальбом») - участие в различных конкурсах (например, областной конкурс компьютерной графики). Кружок «Работаем в 3DMAX»