«Золотое сечение Презентация по информатике
Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Мозаика Пенроуза
Отношение большей части к меньшей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью и, наоборот, отношение меньшей части к большей Числоназывается также золотым числом.
В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (κρος κα μέσος λόγος) впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника. Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией». Термин «золотое сечение» (goldener Schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году. Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но ещё больше свойств вымышленных
Термин золотое сечение был введен Леонардо да Винчи, который использовал его, как пропорции «идеального человеческого тела». Например, пропорции мужского тела колеблются в пределах отношения 13 : 8 = 1,625 и немного ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, выражающиеся в соотношении 8 : 5 = 1,6. Итак, самым гармоничным соотношением является значение Золотое сечение можно найти практически везде в живой природе. Можно увидеть его и в самых удачных творениях человеческих рук - принципы золотого сечения легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства.
Математические свойства иррациональное алгебраическое число, положительное решение квадратного уравнения откуда, в частности, следуют соотношения: представляется через тригонометрические функции:
представляется в виде бесконечной цепочки квадратных корней: представляется в виде бесконечной цепной дроби подходящими дробями которой служат отношения последовательных чисел Фибоначчи Таким образом,
Мера иррациональности равна 2. является знаменателем геометрической прогрессии, каждый член которой, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. В правильной пятиконечной звезде каждый отрезок делится пересекающим его отрезком в золотом сечении (на приведённом рисунке отношение красного отрезка к зелёному, так же как зелёного к синему, так же как синего к фиолетовому, равны ). Отношение диагонали правильного пятиугольника к стороне равно золотому сечению.
Золотое сечение и гармония в искусстве Под «правилом золотого сечения» в архитектуре и искусстве обычно понимаются асимметричные композиции, не обязательно содержащие золотое сечение математически. Есть основание считать, что значимость золотого сечения в искусстве преувеличена и основывается на ошибочных расчётах.
Некоторые из таких утверждений: Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Согласно Ле Корбюзье, в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют золотому сечению. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. В циркуле из древнеримского города Помпеи (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. и т. п. При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3), размеры кино- и телевизионных экранов например, 3:4 или 9:16) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми»
Примеры сознательного использования Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники сознательно использовали пропорции «золотого сечения». Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение в своих проектах. Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм «Броненосец Потёмкин» по правилам золотого сечения. Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие развивается на корабле. В двух последних в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.
Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении «золотого сечения». Так, например, знаменитая статуя Аполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся по золотым отношениям.
Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя - рост человека, четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека, наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста, расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8, длина всей руки - это 1/10 роста, стопа - 1/7 часть роста.
Длина четырёх пальцев равна длине ладони. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.