Развитие мотивации на уроках математики и информатики, как одно из условий предупреждения асоциального поведения учащихся Нестеренко Олеся Викторовна, учитель математики и информатики первой категории МАОУ СОШ 45 г. Калининграда
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями и из неблагоприятных семей. Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса: «Кого учить? Чему учить? Как учить»?
Кого учить? Особенности ассоциальных учащихся: низкий уровень знаний по математике и информатике, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.
Чему учить? Необходимо выяснить причину отставания по математике и информатике, определить действительный уровень знаний асоциального ребенка, после чего возвратить его на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить? Продумать и осуществить индивидуальный план обучения. Виды работ с асоциальными учениками на уроках математики: Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Карточки - тренажеры. Творческие задания. Карточки с образцами решения. Карточки-конспекты. Специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля. Карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.
Правила, которые используют учителя математики при работе с ассоциальными детьми: 1. Не ставить такого ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. 4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Правила, которые используют учителя математики при работе с ассоциальными детьми: 5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. 7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. 8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.
Для повышения мотивации необходимо: обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности; использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление; организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике. Я веду уроки информатики у учащихся 8-х, 9-х классов, среди которых есть учащиеся с асоциальным поведением и просто учащиеся нежелающие учиться. На уроках стараюсь применять различные приемы и методы обучения для мотивации учебной деятельности.
Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
Мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней, повысить мотивацию учащихся на уроках информатики.
Приём первый: обращение к жизненному опыту детей Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.
Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное и программное обеспечение ПК). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в Базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.
По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию Базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например: «Выбор персонального компьютера», «Компьютеры для школы», «Выбор операционной системы» и др. Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.
Приём второй: создание проблемной ситуации Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.
Пример: Урок в 8-м классе Тема урока: Архитектура компьютера. Цель: Изучение характеристик устройств компьютера. Постановка проблемы учителем Можно ли «заставить» «старые» компьютеры работать быстрее? Далее учащиеся выдвигают различные гипотезы решения проблемы и составляют алгоритм действий по их проверке: выбор программы для тестирования системной платы; · тестирование, сравнение рабочих характеристик устройств различных ПК; · определение устройств, требующих модернизации; · выбор устройств, совместимых с конкретной системной платой; · поиск в Интернете фирм по продаже комплектующих ПК в регионе; · выбор по прайс-листам комплектующих для модернизации «старых» компьютеров и запись соответствующих рекомендаций;
Приём третий: ролевой подход и деловая игра В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Пример : На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических структур Пример : На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических структур в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов: · цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром) (команда исполнителю: «Сделай пять приседаний!»); · цикл с предусловием (команда исполнителю: «Пока есть силы, приседай!»); · цикл с постусловием (команда исполнителю: «Приседай, пока не устанешь!»). Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических структур и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.
Приём четвёртый: решение нестандартных задач Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации », учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:
Пример 1: «Узнай знак зодиака» В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака. При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям.
Пример 2:«Кодирование информации» задание из конкурса «КИТ»
Пример 2: «Шифр Цезаря» Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.) Для психологической разрядки на уроках, требующих сосредоточенности и больших умственных усилий использую задания, позволяющие ненадолго переключиться на другие области знаний.
Пример 3. «Опознай пословицу» Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале 1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты) 2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь) 3. Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек) 4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет) 5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)
Приём пятый: исследовательские и практико-ориентированные проекты Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся.
В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.
Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, Начиная с мини- проектов в среднем звене до сквозных проектов в старших классах. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы «Компьютерное моделирование» можно изучить электронные таблицы M.S.Excel как средство создания и исследования модели. Например, созданный проект «Расчет количества обоев для поклейки комнаты»
Пример: Исследовательский проект «Расчет количества обоев для поклейки комнаты». Этапы моделирования: 1. Постановка задачи, определение необходимых исходных данных для компьютерного моделирования. 2. Поиск информации. 3. Создание табличной модели исходных данных в программе M.S.Excel 4. Сознание графической модели. 5. Определение типа графической модели. 6. Запись математической модели, соответствующей графику. 7. Вычисление коэффициентов математической модели с использованием функций Excel. 8. Тестирование модели. 9. Корректировка модели. 10.Прогнозирование с использование созданной математической модели. 11. Анализ результатов.
Таким образом, ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам словами объяснять нет необходимости. Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам различным конкурсам. Лучшие проекты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают все учащиеся группы. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте.
Приём шестой: (интеграция математики и информатики) индивидуальная работа в сети Internet
Подготовка к ЕГЭ, ГИА по математике, варианты, тесты, конспекты по математике, алгебре, геометрии. Общие сведения об экзамене, структура заданий. Онлайн-тестирование с проверкой правильности решения задач, тренажер, дистанционный курс. Варианты заданий прошлых лет. Конспекты. Материалы для учителя. Математика, алгебра, геометрия, ЕГЭ, ГДЗ, варианты, тесты, урок, планирование.
Приём седьмой: работа с компьютерными интерактивными тестами Технология составления компьютерных интерактивных тестов средствами Excel Интерактивные тесты можно применять на различных этапах урока (вводный, текущий, заключительный инструктаж), на различных этапах контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый).
Пример 1: Компьютерный тест по алгебре
Пример 2: Компьютерный тест по геометрии
В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.
Спасибо за внимание!