Разработка метапредметного урока по естественно-научным дисциплинам в условиях перехода на ФГОС основной школы
Смыковская Татьяна Константиновна, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике, декан факультета математики, информатики и физики Волгоградского государственного социально-педагогического университета
Метапредметные уроки в условиях реализации системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС основной школы
«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом.
В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, т.е. стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем); конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Возможности формирования метадеятельности заложены в: развивающем обучении Эльконина- Давыдова; мыследеятельностной педагогике; коммуникативной дидактике; эвристическом обучении; логико-смысловом моделировании и др.
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами. Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. о приёмах и методах познания. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Примерами метазнаний являются: диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); базы знаний, представления об их устройстве.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю.Н. Кулюткин)
Метапредметность на уроке и метапредметный урок
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то отдельные их грани
Три содержательные линии урока -информационная деятельность как средство ознакомления с опытом человечества, выраженного в единицах информации; - развитие критического мышления как средство для осмысления культурного опыта человечества, выраженного в единицах информации; - культура общения как средство для обмена личностным опытом, выраженного в единицах информации.
Метапредметность на уроке в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»); это различные техники графических моделей знаний, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
«Целью метапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосовершенствованию, создание условий для активизации мыслительной деятельности и проведение анализа составляющих этого процесса» (Н.В.Громыко, канд. филос. н., зам. директора НИИ ИСРОО)
Метапредметные уроки как направление совершенствования урока в условиях введения ФГОС
Урок «Проблема» Урок «Противоречие» Урок «Задача» Урок «Исследование» Урок «Конструирование» Урок «Проектирование» Метапредметный урок Урок «Открытие» Урок «Бенефис»
Урок «Проблема» выделение позиций в проблемной ситуации; выстраивание взаимной критики позиций; анализ противоречий между позициями; фиксация предмета противоречий; постановка проблемы; самоопределение к проблеме.
Проблемное поле: Метапредметный урок – это реальность современного образования или очередное педагогическое веяние? Готов ли рядовой учитель к реализации метапредметного урока? Что важнее целеполагание или целеобразование в метапредметном уроке?