Разработка метапредметного урока по естественно-научным дисциплинам в условиях перехода на ФГОС основной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru.
Advertisements

Городской методический семинар Тема: «Метапредметные технологии как средство реализации современных целей образования» Южноуральск, 2012.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС. Знание (по Б.Д. Эльконину) 1.Знание – это не сведения. 2. Знание – средство преобразования ситуации. 3. Если знание мысленно.
Проектирование уроков развивающего обучения в свете достижения метапредметных результатов образования. Проектирование уроков развивающего обучения в свете.
Научно-методическое сопровождение формирования метапредметных результатов образования обучающихся Е.А. Белорыбкина, заведующая кафедрой педагогики и психологии.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Метапредметный урок – это … интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире передача не только знаний, а способа их получения практическая.
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
«Поисковая модель урока как рамка организации исследовательских технологий» Методическое совещание Презентация выполнена заместителем директора по УВР.
«..школа должна, в первую очередь учить детей мыслить-причем, всех детей, без всякого исключения» В. В. Давыдов.
Методическое обеспечение метапредметного компонента школьного образования Тралкова Наталья Борисовна - методист, старший преподаватель МИОО Кафедра информационных.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД и метапредметные технологии В ОБРАЗОВАНИИ Классен С.В., учитель математики МБОУ «Красногвардейская гимназия» Красногвардейского района.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Понятие метапредметности в современной педагогике, его структура и содержание Будапешт,2011.
Волгоград, Научно-методические принципы организации подготовки преподавателей естественнонаучных дисциплин к профессиональной деятельности в.
Транксрипт:

Разработка метапредметного урока по естественно-научным дисциплинам в условиях перехода на ФГОС основной школы

Смыковская Татьяна Константиновна, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике, декан факультета математики, информатики и физики Волгоградского государственного социально-педагогического университета

Метапредметные уроки в условиях реализации системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС основной школы

«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом.

В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, т.е. стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем); конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Возможности формирования метадеятельности заложены в: развивающем обучении Эльконина- Давыдова; мыследеятельностной педагогике; коммуникативной дидактике; эвристическом обучении; логико-смысловом моделировании и др.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами. Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. о приёмах и методах познания. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Примерами метазнаний являются: диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); базы знаний, представления об их устройстве.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю.Н. Кулюткин)

Метапредметность на уроке и метапредметный урок

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то отдельные их грани

Три содержательные линии урока -информационная деятельность как средство ознакомления с опытом человечества, выраженного в единицах информации; - развитие критического мышления как средство для осмысления культурного опыта человечества, выраженного в единицах информации; - культура общения как средство для обмена личностным опытом, выраженного в единицах информации.

Метапредметность на уроке в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»); это различные техники графических моделей знаний, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

«Целью метапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосовершенствованию, создание условий для активизации мыслительной деятельности и проведение анализа составляющих этого процесса» (Н.В.Громыко, канд. филос. н., зам. директора НИИ ИСРОО)

Метапредметные уроки как направление совершенствования урока в условиях введения ФГОС

Урок «Проблема» Урок «Противоречие» Урок «Задача» Урок «Исследование» Урок «Конструирование» Урок «Проектирование» Метапредметный урок Урок «Открытие» Урок «Бенефис»

Урок «Проблема» выделение позиций в проблемной ситуации; выстраивание взаимной критики позиций; анализ противоречий между позициями; фиксация предмета противоречий; постановка проблемы; самоопределение к проблеме.

Проблемное поле: Метапредметный урок – это реальность современного образования или очередное педагогическое веяние? Готов ли рядовой учитель к реализации метапредметного урока? Что важнее целеполагание или целеобразование в метапредметном уроке?