7 класс Словесная Ольга Михайловна Учитель биологии, МОУ Кожевниковская СОШ 1, МОУ Кожевниковская СОШ 1, Кожевниковский район
Литература: 1.Подборка журналов «Свирель» за гг. 1.Подборка журналов «Свирель» за гг. 2.Подборка 2.Подборка
Иным достался от природы Инстинкт пророчески – слепой – Они им чуют, слышат воды… Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев
Цель Познакомиться с представителями классов рыб и научиться по характерным признакам определять рыб в разные отряды
Ответь быстро: Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба? Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба? Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы? Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы? Для чего рыбе плавники? Для чего рыбе плавники? Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь? Где нашел применение плавательный пузырь? Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь? Где нашел применение плавательный пузырь? Что такое боковая линия? Что такое боковая линия? Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое? Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое? Происходит усложнение нервной системы. В чем? Происходит усложнение нервной системы. В чем? Чем защищен головной мозг? Где находится спинной? Чем защищен головной мозг? Где находится спинной?
ВЫВОД!!! рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных.
Как не потеряться в таком многообразии рыб??? Многоклеточные Подтип Бесчерепные 30 видов Подтип Черепные (рыбы)- 22 тыс.видов Подтип Черепные (млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий )- 18 тыс. видов
Экспедиция Маршрут 1 «Окунеобразные» Маршрут 1 «Окунеобразные» Маршрут 1 «Окунеобразные» Маршрут 1 «Окунеобразные» Маршрут 2 «Карпообразные» Маршрут 2 «Карпообразные» Маршрут 2 «Карпообразные» Маршрут 2 «Карпообразные» Маршрут 3 «Акулы» Маршрут 3 «Акулы» Маршрут 3 «Акулы» Маршрут 3 «Акулы» Маршрут 4 «Скаты» Маршрут 4 «Скаты» Маршрут 4 «Скаты» Маршрут 4 «Скаты»
Отряд Окунеобразные Отряд Окунеобразные 1.Какая особенность строения окунеобразных отличает их от других рыб? 1.Какая особенность строения окунеобразных отличает их от других рыб? 2.Почему окунеобразные распространены в водоемах всех материков и океанов? 2.Почему окунеобразные распространены в водоемах всех материков и океанов? 3.Какие из окунеобразных встречаются в нашей местности? 3.Какие из окунеобразных встречаются в нашей местности? 4.Задача: рыбы (ерш, окунь), чистое полотенце и раствор йода. 4.Задача: рыбы (ерш, окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними? Какая связь между ними? 5.Почему у пойманного морского окуня глаза навыкате? 5.Почему у пойманного морского окуня глаза навыкате?
Отряд Карпообразные Отряд Карпообразные 1.На какие группы по образу жизни делят карпообразных? 1.На какие группы по образу жизни делят карпообразных? 2.Как приспособлены пираньи к хищному образу жизни? 2.Как приспособлены пираньи к хищному образу жизни? 3.Кто из карпообразных встречается в водоемах Томской области? 3.Кто из карпообразных встречается в водоемах Томской области? 4.Задача: курящий рыболов в период ужения рыбы – горе – рыболов. Почему? 4.Задача: курящий рыболов в период ужения рыбы – горе – рыболов. Почему? 5.Задача: в аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? 5.Задача: в аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила?
Отряд Акулы Отряд Акулы 1. Какова форма тела акул? 1. Какова форма тела акул? 2.Каковы особенности строения органов движения акул и как это связано с их хищным образом жизни? 2.Каковы особенности строения органов движения акул и как это связано с их хищным образом жизни? 4.Особенности органов дыхания. 4.Особенности органов дыхания. 5.В чем особенность размножения акул? 5.В чем особенность размножения акул? 6.Рыбы – прилипалы и акулы. Какая связь между ними. 6.Рыбы – прилипалы и акулы. Какая связь между ними. 7.Задача: белая акула («белая смерть»), разгрызая твердую раковину морского моллюска, сломала несколько зубов. Останется ли акула в дальнейшем беззубой? 7.Задача: белая акула («белая смерть»), разгрызая твердую раковину морского моллюска, сломала несколько зубов. Останется ли акула в дальнейшем беззубой?
Отряд Скаты Отряд Скаты 1.Где обитают? 1.Где обитают? 2.Как приспособлено строение скатов к среде обитания? 2.Как приспособлено строение скатов к среде обитания? 3.В чем сходство акул и скатов? 3.В чем сходство акул и скатов? 4.Задача: что общего в поведении ланцетников и скатов? 4.Задача: что общего в поведении ланцетников и скатов?
Оцени себя сам!!! Оцени себя сам!!! Фамилия, имя оценка
Домашнее задание Домашнее задание §20 : §20 : I вариант – докажите, что осетр - хрящевая рыба II вариант – докажите, что осетр – костистая рыба.
Литература: 1.Акимушкин.И.Мир животных. – М.:Молодая гвардия, «ПланетаЗемля»Энциклопедия.М.:Росмэн, энциклопедия для детей.Биология.-М.:Аванта +, Подборка журналов «Свирель», «Юный натуралист», «Муравейник» за 1999 – 2007 гг 5.Подборка книг из серии «Я познаю мир»