Проект по ИЗО и литературе «Моя антология Серебряного века» Автор: Лойко Юлия, ученица 11 «Б» класса МАОУ СОШ 5 Руководитель: Кузнецова З. М., учитель русского языка и литературы
Леонардо да Винчи
Не зная произведения искусства, нельзя считать себя по-настоящему образованным и культурным человеком.
Мы предполагаем, что на развитие современной живописи оказывает влияние поэзия Серебряного века. Создать антологию Серебряного века – иллюстрации к некоторым стихотворениям поэтов этого века.
1.Познакомиться с жизнью и творчеством представителей Серебряного века. 2.Создать к каждому из выбранных стихотворений рисунок-иллюстрацию. 3.Установить взаимосвязь поэзии и живописи.
4.Приобрести знания из различных источников, обобщить информацию. 5. Развить навыки чтения поэзии и лингвистического анализа лирического произведения. 6.Научиться сравнительному анализу произведений поэзии и живописи.
Живопись и поэзия – это всегда переплетающиеся явления, которые имеют своё развитие.
I этап – подготовительный: 1.выбор темы и определение творческого названия работы 2.определение целей 3.подбор литературы по теме II этап – поисково-исследовательский: 1.сбор, изучение и систематизация материалов 2.подбор стихотворений и создание антологии рисунков 3.проведение исследования
III этап – оформительский: 1.подготовка к публичной защите IV этап – заключительный: 1.защита проекта 2.подведение итогов
В. Серов Н. Рерих
Счастье души утомленной Только в одном: Быть как цветок полусонный В блеске и шуме дневном, Внутренним светом светиться, Все позабыть и забыться, Тихо, но жадно упиться Тающим сном. Счастье ночной белладонны Лаской убить. Взоры ее полусонны, Любо ей день позабыть, Светом луны расцвечаться, Сердцем с луною встречаться, Тихо под ветром качаться, В смерти любить. Друг мой, мы оба устали. Радость моя! Радости нет без печали. Между цветами змея. Кто же с душой утомленной Вспыхнет мечтой полусонной, Кто расцветет белладонной Ты или я?
К. Сомов С. Судейкин
Ты все равно придешь. Зачем же не теперь? Я жду тебя мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. Прими для этого какой угодно вид, Ворвись отравленным снарядом Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит, Иль отрави тифозным чадом, Иль сказочкой, придуманной тобой И всем до тошноты знакомой, - Чтоб я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Струится Енисей, Звезда полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей Последний ужас застилает.
Ни грамот, ни праотцев, Ни ясного сокола. Идет-отрывается, - Такая далекая! Под смуглыми веками – Пожар златокрылый. Рукою обветренной Взяла - и забыла. Подол неподобранный, Ошметок оскаленный. Не злая, не добрая, А так себе: дальняя. Не плачет, не сетует: Рванул - так и милый! Рукою обветренной Дала - и забыла. Забыла - и россыпью Гортанною, клекотом… -Храни ее, Господи, -Такую далекую !
Д. Бурлюк Умберто Боччони
Накрапывало, - но не гнулись И травы в грозовом мешке, Лишь пыль глотала дождь в пилюлях, Железо в тихом порошке. Селенье не ждало целенья, Был мак, как обморок, глубок, И рожь горела в воспаленье, И в лихорадке бредил бог. В осиротелой и бессонной, Сырой, всемирной широте С постов спасались бегством стоны, Но вихрь, зарывшись, коротел. За ними в бегстве слепли следом Косые капли. У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шел спор. Я замер. Про меня! Я чувствовал, он будет вечен, Ужасный, говорящий сад. Еще я с улицы за речью Кустов и ставней - не замечен, Заметят - некуда назад: Навек, навек заговорят.
Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки. Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки. А там, под вывеской, где сельди из Керчи сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки. В дырах небоскребов, где горела руда и железо поездов громоздило лаз крикнул аэроплан и упал туда, где у раненого солнца вытекал глаз. И тогда уже скомкав фонарей одеяла ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.
1. Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того, чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир. 2. Интерес к эпохе Серебряного века резко возрос среди учеников.
3. Метод, который демонстрируется в нашей работе, может помочь в развитие у детей творческих способностей, поможет раскрыть видение различных произведений глазами детей на уроках литературы, ИЗО и МХК. 4. Также через рисунки можно понять душевное состояние людей и создать им настроение, поместив определенные рисунки в кабинетах для бесед.