Финансирование ГЭФ программ по проблемам адаптации к изменениям климата
Общая информация о ГЭФ и деятельности по проблемам адаптации Четыре источника финансирования деятельности по проблемам адаптации в рамках ГЭФ Финансирование ГЭФ программ по адаптации Трастовый фонд ГЭФ Стратегический приоритет адаптации (СПА) Действие по адаптации с глобальными экологическими выгодами Фонд наименее развитых стран (ФНРС) (реализация НПДА) БЕЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫГОД Специальный фонд поддержки проектов по проблемам изменения климата (СФИК) Высший приоритет адаптации БЕЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫГОД Всего: 50 млн. долларов Всего: 180 млн. долларов Всего: 100 млн. долларов Фонд поддержки проектов по проблемам адаптации (ФА) Адаптация в развивающихся странах I БЕЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫГОД Трастовый фонд ГЭФ Фонды проектов по проблемам изменения климата РКИК ООН Киотский фонд поддержки проектов по проблемам адаптации Смета млн. долларов /год
Стратегический пилотный проект по проблемам адаптации (СППА) Цели стратегических пилотных проектов по проблемам адаптации (СППА): Показать, как планирование и оценка деятельности по адаптации могут быть практически преобразованы в проекты, которые принесут реальные выгоды. Проекты СППА должны быть нацелены, прежде всего, на достижение глобальных экологических выгод в тематических направлениях ГЭФ, тогда как другие фонды ГЭФ ориентированы главным образом на развитие. 50 млн. долларов на октябрь 2008 г. все средства были распределены после внутренней оценки пилотного проекта, программа будет развиваться. Всего 21 проект деятельности по адаптации были утверждены для получение средств по программе СППА.
Разработка модели оперативного подхода к адаптации (СППА) § 23 утвержденных проекта – всего 50 млн. долларов § По завершении пилотного проекта, программа СППА будет пересмотрена и возможно получит новое финансирование по решению Совета ГЭФ. § Основные объекты: Африка, Южная и Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, но также несколько проектов в Центральной и Восточной Европе.
Фонд наименее развитых стран (ФНРС) Проекты ФНРС поддерживают национальные программы действий по адаптации (НПДА), которые определяют неотложные и срочные нужды адаптации в каждой стране. Фонд ФНРС до сих пор финансировал подготовку программ НПДА в 47 странах и будет также поддерживать приоритетные виды деятельности, указанные в подготовленных программах НПДА. На октябрь 2008 г. 38 программ НПДА были подготовлены, и 25 проектов реализации были утверждены для получения финансирования из средств фонда ФНРС. Имеющиеся ресурсы, в т.ч. новые официально обещанные взносы: 180 млн. дол. на основе принципа равного доступа, что соответствует прибл. по 4 млн. дол. на страну.
Фонд наименее развитых стран (ФНРС)
Специальный фонд поддержки проектов по проблемам изменения климата (СФИК) - Высший приоритет по решению РКИК ООН = (a) адаптация Фонд СФИК в рамках проектов по проблемам адаптации поддерживает деятельность по адаптации в странах, которые не указаны в Приложении I. Приоритетные направления: вода, землепользование, сельское хозяйство, здравоохранение, развитие инфраструктуры, уязвимые экосистемы, комплексное управление прибрежной зоной, управление рисками и предотвращение бедствий Общие средства фонда СФИК для программ адаптации, включая новые обещанные взносы, составляют 100 млн. долларов. Потребности намного превышают имеющиеся в распоряжении средства, из-за этого рассмотрение новых проектов СФИК временно приостановлено. На октябрь 2008 г., 15 проектов были утверждены для получения ассигнований в рамках фонда СФИК. Возможности финансирования проектов в будущем зависит от спонсорских поступлений.
Специальный фонд поддержки проектов по проблемам изменения климата (СФИК) - Высший приоритет согласно РКИК ООН = (a) адаптация Специальный фонд поддержки проектов по проблемам изменения климата (СФИК)
Фонд поддержки проектов по проблемам адаптации (ФА) Фонд ФА будет поддерживать проекты по проблемам адаптации в развивающихся странах. Приоритетные сектора, критерии приемлемости проектов и порядок административной обработки проектов ФА будут определяться на предстоящих заседаниях Совета Фонда поддержки проектов по проблемам адаптации. В отличие от других фондов ГЭФ для проектов по проблемам адаптации, страны, имеющие право на финансирование из фонда ФА, получат доступ к средствам напрямую, минуя исполнительное агентство. Финансирование будет происходить за счет отчисления 2% от проектов «Механизм экологически чистого развития» (МЧР) и добровольных спонсорских поступлений. По оценкам РКИК ООН, доступные средства на период составят: млн. долларов/год.
Особенности фондов поддержки проектов по проблемам адаптации Трастовый фонд ГЭФ: (СППА) § Дополнительные затраты § Глобальные экологические выгоды § СВР § Совместное финансирование Фонды РКИК ООН : (ФНРС и СФИК) § Дополнительные издержки § Скользящая шкала (необязательно) § НЕТ СВР § НЕТ глобальных выгод § Другой подход к совместному финансированию
Особенности фондов поддержки проектов по проблемам адаптации Дополнительные затраты/Скользящая шкала § Дополнительные затраты - определение: расходы уязвимых стран на оплату наиболее срочных нужд по проблемам адаптации (Решение 3/CP.11) Концепция дополнительных затрат включает: § Базовый вариант => действия по развитию, которые будут также предприниматься при отсутствии изменений климата (базовые издержки) § Вариант адаптации => дополнительные действия, направленные на борьбу с негативными воздействиями изменений климата на уязвимый сектор, исследуемый в проекте (базовые издержки + дополнительные расходы) Фонд ФНРС будет финансировать только дополнительные затраты наименее развитых уязвимых стран на оплату нужд (наиболее срочных и безотлагательных) по проблемам адаптации, согласно условиям соответствующих национальных проектов действий по адаптации (НПДА).
Особенности фондов поддержки проектов по проблемам адаптации Дополнительные расходы/Скользящая шкала § Скользящая шкала : Опция, позволяющая упростить определение дополнительных затрат, особенно в случае небольших проектов. § Вместо определения суммы дополнительных расходов на основе полного анализа базового и альтернативного вариантов, сумма дополнительных расходов определяется в виде процентной доли от полной суммы, запрошенной на финансирование проекта. При этом финансирование из фондов ФНРС и СФИК идет на покрытие пропорционально большой доли мелкомасштабных проектов и небольшой доли крупномасштабных проектов (для получения недостающих средств следует использовать возможности совместного финансирования). Другими словами, в рамках фонда СФИК действует следующая схема: если стоимость проекта меньше 1 млн. долларов, то доля финансирования из средств ГЭФ составляет 50%, если от 1 до 5 млн. долларов – то доля ГЭФ 33%, если стоимость проекта больше 5 млн. долларов – доля финансирования из средств ГЭФ составляет 25%.
Особенности фондов поддержки проектов по проблемам адаптации Совместное финансирование § Совместное финансирование: Полная стоимость проектов по проблемам адаптации всегда покрывается фондами ГЭФ/ФНРС/СФИК. Поэтому под термином совместное финансирование скорее следует пониматьсуществующее (базовое) финансирование дополнительных расходов, которые берут на себя фонды ГЭФ/ФНРС/СФИК. § Под совместным финансированием понимается исключительно уже существующее финансирование в странах-получателях в форме многостороннего финансирования программ развития, национальных инвестиций и т.д., никакие дополнительные фонды не нужно привлекать для финансирования деятельности по проблемам адаптации. § Допустимо также финансирование изолированных проектов по адаптации (полная стоимость). Однако, на практике это будет происходить очень редко, так как большая часть проектов, выполняемых в рамках ФНРС/СФИК, и соответствующая деятельность обычно базируются на комплексных исследованиях человеческого и социально-экономического развития с дополнительным анализом элементов адаптации к изменениям климата.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Документы ГЭФ по проблемам адаптации: База данных по проектам ГЭФ: