О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» Заместитель Министра финансов Российской Федерации Т.А.Голикова
Необходимость внесения системных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации Кодекс разрабатывался в гг., принят 17 июля 1998 года, вступил в силу с 2000 года (за исключением отдельных положений), за 7 лет принято 25 законов о его изменении; Кодекс содержит внутренние противоречия и пробелы, допускает разночтения, ряд требований не может быть реализован, часть норм ежегодно приостанавливается; Многие вопросы бюджетных правоотношений регулируются федеральным законом о бюджете, который, в свою очередь, по заключениям Счетной палаты, не полностью соответствует требованиям Кодекса; Кодекс не полностью отвечает современным принципам и методам управления общественными финансами или препятствует их развитию
Основания для разработки и внесения законопроекта Послание и Бюджетное послание Президента Российской Федерации на 2007 год Рекомендации профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Заключения и рекомендации Счетной палаты Российской Федерации Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в гг. и план мер по ее реализации Сводный план мероприятий Правительства РФ по реализации в 2006 году основных положений Послания Президента РФ (срок внесения в Государственную Думу - декабрь 2006 г.)
Законопроект: Разрабатывался в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса с середины 2005 года; В рабочем порядке рассматривался и концептуально был поддержан профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации, Счетной палатой РФ, министерствами, финансовыми органами субъектов РФ; Одобрен (в части, касающейся среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты) Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов; Согласован Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Мисельхозом России, Минтрансом России; Имеет положительные заключения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения; По отдельным вопросам может быть уточнен при внесении в Госдуму и подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Базовая схема регулирования бюджетных правоотношений
Основные новации законопроекта 1) Бюджет как форма исполнения расходных обязательств; 2) Среднесрочное финансовое планирование и трехлетний бюджет; 3) Бюджетные ассигнования на исполнение действующих и принимаемых обязательств; 4) Упорядочение планирования и осуществления бюджетных инвестиций; 5) Статус главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений); 6) Межбюджетные отношения...
Основные новации законопроекта (1): бюджетный процесс - организация исполнения расходных обязательств « Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств.» Постановление Конституционного суда Российской Федерации 9-П от 23 апреля 2004 года
Основные новации законопроекта (1): основные виды расходных обязательств
Основные новации законопроекта (1): особенности публичных нормативных обязательств Являются принятыми с момента вступления в силу соответствующего закона (акта) и не требуют ежегодного подтверждения; Исполняются в денежной форме путем выплат конкретным гражданам; Не требуют доведения лимитов бюджетных обязательств; Ассигнования на их исполнение не включаются в состав бюджетных смет (устанавливаются бюджетом и росписью); Перераспределение экономии не допускается.
Основные новации законопроекта (1): этапы исполнения расходных обязательств
Основные новации законопроекта (1): бюджетные ассигнования на: Оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе (…); Социальное обеспечение населения, в том числе - путем принятия и исполнения публичных нормативных обязательств; Бюджетные инвестиции юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений); Субсидии юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и физическим лицам на производство товаров, работ, услуг; Межбюджетные трансферты; Платежи и взносы субъектам международного права; Обслуживание государственного (муниципального) долга; Исполнение судебных исков.
Состав бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг Обеспечение деятельности бюджетных учреждений Строительство объектов государст- венной (муниципаль- ной) собственности Государственная программа вооружений Субсидии автономным учреждениям Субсидии иным неком- мерческим организа- циям оплата труда товары, работы, услуги налоги
Основные новации законопроекта (1): регулирование бюджетной классификации
Основные новации законопроекта (2): многолетнее бюджетирование «Уже в следующем году необходимо утвердить законом федеральный бюджет на среднесрочный период ( годы)» Бюджетное послание Президента Российской Федерации на 2007 г.
Основные новации законопроекта (2): переход к многолетнему бюджетированию в России
Основные новации законопроекта (2): преимущества трехлетнего бюджета
Плановый период (2 года) Плановый период (2 года) Очередной год Очередной год Плановый период (2 года) Очередной год t +1 t +2 t +3t +4 t +5 корректировка разработка «Скользящая трехлетка»: предсказуемостьгибкость резерв (5%)
Основные новации законопроекта (3): действующие и принимаемые обязательства …Должны быть раздельно отражены действующие и вновь принимаемые расходные обязательства Российской Федерации. Новые расходные обязательства могут включаться в федеральный бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации на 2006 г.
Основные новации законопроекта (3): обязательства: Действующие: социальные выплаты обслуживание долга государственные услуги и функции (содержание сети) утвержденные программы и проекты подтверждение (корректи- ровка) ассигнований Принимаемые: новые законы (изменения) новые решения новые программы и проекты принятие планирование новых ассиг- нований Проект бюджета
Возможная процедура принятия новых расходных обязательств 1-й шаг: Министерства представляют предложения (концепции/проекты нормативных актов, программ) в Правительство; Минфин, МЭРТ и другие органы проводят их предварительную экспертизу исходя из: 1) приоритетов государственной политики 2) возможностей для принятия новых обязательств 3) обоснованности 2-й шаг: Бюджетная комиссия рассматривает предложения по новым обязательствам 3-й шаг: Правительство принимает решения (вносит законопроекты, утверждает ФЦП и т.д.) и включает их в проект федерального бюджета
Новый принцип бюджетного планирования Обеспечение деятельности бюджетных учреждений (оплата труда, денежное довольствие, коммунальные услуги…) Объекты непрограммной части ФАИП Долгосрочные целевые программы Реестр расходных обязательств Возможности для принятия новых обязательств Ресурсы Государственная программа вооружений до 2015 г. Действующие обязательства Пенсии и пособия (публичные обязательства)
Основные новации законопроекта (4): решения о бюджетных инвестициях
Основные новации законопроекта (4): новое понимание ФАИП
Основные новации законопроекта (4): региональные и муниципальные объекты
Основные новации законопроекта (4): переходные положения для упорядочения планирования и осуществления бюджетных инвестиций Порядок формирования и ведения ФАИП принимается Правительством РФ до 1 декабря 2007 г. Он может содержать особые положения, регулирующие бюджетные инвестиции, в переходном периоде ( гг.) ФАИП как основание для бюджетных инвестиций представляется в Госдуму начиная с бюджета на 2010 год и период до 2012 года В гг. бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета предоставляются долевые субсидии для завершения ранее начатых объектов «непрограммной» части ФАИП
Основные новации законопроекта (5): статус главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств
Основные новации законопроекта (5): особенности правового статуса бюджетных учреждений Бюджетные и автономные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения (поправки в Гражданский кодекс, принятые в 2006 г.); Особенности правового статуса бюджетных учреждений устанавливаются Бюджетным кодексом; Доходы от оказания бюджетным учреждением платных услуг учитываются в бюджете при планировании, утверждении, исполнении и отчетности Расходы бюджетного учреждения - в соответствии с бюджетной сметой, формируемой на основе государственного (муниципального) задания; Увязка доходов от платных услуг и объема бюджетной сметы - полномочие главного распорядителя бюджетных средств _________________________________________________________________ Новые положения вводятся в действие отдельным федеральным законом. До этого сохраняется действующий порядок использования бюджетными учреждениями «внебюджетных» доходов
Основные новации законопроекта (6): межбюджетные отношения Закрепление нормативов распределения неналоговых доходов; Уточнение порядка определения объема ФФПР (с учетом «накопленной» инфляции); Внесение проекта распределения межбюджетных трансфертов к 1-му чтению и их утверждение на 3 года; Межбюджетные субсидии; Дифференциация бюджетных полномочий по 3-м группам субъектов РФ (дотационность более 60%, от 20 до 60%, менее 20%) и муниципальных образований; Исключение из ограничений по дефициту остатков средств на счетах; Дополнительные ограничения по долгу (50% доходов) и дефициту (10% доходов) для высокодотационных субъектов РФ; Бюджетные кредиты поселениям из районных бюджетов.
…и другие новации, в том числе: 1) Долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы; 2) Требования к законам (решениям) о бюджете и перечню вносимым одновременно с ними материалам; 3) Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях; 4) Порядок внешней проверки бюджетной отчетности, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджета не позднее (одновременно с) рассмотрением проекта бюджета; 5) Регулирование источников финансирования дефицита, государственного (муниципального) долга и гарантий; 6) Регулирование бюджетов государственных внебюджетных фондов.