1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных образованиях.
Правовую основу МСУ РФ составляют: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры РФ; Европейская Хартия о местном самоуправлении. Конституция РФ;
федеральные конституционные и федеральные законы РФ: -«О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 года 25-ФЗ; -«О ратификации Европейской Хартии МСУ»: федер. закон от 11 апреля 1998 г. ; -«Об общих принципах организации МСУ в РФ»: федер. закон от 6 октября 2003 г 131- ФЗ.
указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; уставы МО; решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;
В соответствии со 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав МО; 2)правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа МО; 3)правовые акты главы МО, постановления и распоряжения главы местной администрации.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г 131-ФЗ определяет роль МСУ в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы МСУ и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации МСУ в РФ.
Законы Ставропольского края: «Устав (Основной Закон) Ставропольского края»: закон Ставроп. края от 12 октября 1994 г. 6-кз; «О МСУ в Ставропольском крае»: закон Ставроп. края от 2 марта 2005 г. 12-кз;
«О наделении МО Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района»: закон Ставроп. края от 4 октября 2004 г. 88-кз; «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края»: закон Ставроп. края от 1 марта 2005 г. 9-кз;
« О бюджетном процессе в Ставропольском крае»: закон Ставроп. края от 5 августа 2003 года 30-кз; «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае»: закон Ставроп. края от 21 ноября 2005 года 55-кз.
Устав Ставропольского края регламентирует правовые, организационные и финансово- экономические основы МСУ на Ставрополье. Организационные: МСУ осуществляется гражданами через выборные ОМСУ - собрание представителей (думы) или иные представительные органы, а также через местную администрацию, местные референдумы, собрания и сходы граждан.
Составной частью МСУ является территориальное общественное самоуправление (ТОС). Оно организуется по инициативе жителей, которые самостоятельно выбирают наименование, вид органа самоуправления (казачий круг, совет микрорайона, уличный комитет и т.д.).
Экономическую основу МСУ, согласно Устава СК, составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территории местного сообщества, движимое и недвижимое имущество, средств местного бюджета, государственная собственность, переданная местному сообществу для осуществления отдельных государственных функций.
Финансовую основу МСУ составляют закрепленные законодательством на долгосрочной основе доходы, поступающие в местный бюджет, кредитные и иные финансовые ресурсы, поступление которых не противоречит законодательству.
Закон Ставропольского края «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» от 2 марта 2005 г. 12-кз закрепил основные положения о МСУ, предусмотренных Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом Ставропольского края.
Закон определил право граждан на осуществление МСУ, полномочия органов государственной власти РФ в области МСУ, полномочия органов государственной власти СК в области МСУ, функции государственного управления на территории МО, взаимоотношения органов государственной власти и ОМСУ, наделение ОМСУ государственными полномочиями. В Законе отражены правые, финансовые и территориальные основы МСУ, органы и должностные лица МО, гарантии и ответственность органов и должностных лиц МСУ.
В соответствии с 131-ФЗ уставом МО должны определяться: 1) наименование МО; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования ОМСУ;
5) наименования и полномочия выборных и иных ОМСУ, должностных лиц МСУ; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных ОМСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК РФ; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.
Устав МО принимается представительным органом МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Устав МО принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.
Основаниями для отказа в государственной регистрации устава МО могут быть: 1) противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; 2) нарушение установленного порядка принятия устава.