Международное профсоюзное движение и МНК: Контекст, существующие механизмы и возможности для профсоюзов Антон Леппик, МКП-ВЕРС
Международное профсоюзное движение Роль ГПФ – производственные отношения, непосредственный контакт с МНК; Роль МКП – влияние на нормативный и политический контекст. Разработка политики в отношении бизнеса. Взаимодействие с международными структурами и продвижение международных механизмов.
Влияние не деятельность МНК Механизмы вытекающие из международного права (конвенции МОТ) Добровольная «ответственность»: механизмы вытекающие из взятых МНК на себя добровольных обязательств
Декларация МОТ по МНК и социальной политике (2006, обновленная) Трехсторонний характер = официальное принятие / признание агентством ООН. Официальный свод ожиданий. Соблюдение национального и наднационального законодательства: обязательства по международным нормам применимы не только к правительствам ! Гармония с политикой развития и социальными целями и структурой страны
Декларация МОТ по МНК и социальной политике (2006) МНК – консультации по занятости, в том числе с социальными партнёрами Свобода объединения: привлечение международных инвестиций не может осуществляться за счет ограничения прав, в том числе на объединение Продвижение коллективных переговоров Недопущение угрозы «релокации» в переговорах Должна быть процедура жалоб Но: механизм мониторинга не был согласован
Генеральный совет МКП: план действий по Декларации МОТ Цель – полноценное использование, продвижение принципов и норм, а также использование новых возможностей для продвижения достойного труда в цепочках субконтракта Контактные лица по продвижению Декларации. Увеличение количества мероприятий по МНК в рамках программ Достойного Труда Повышение осведомленности о Декларации и ее принципах среди компаний. Продвижение диалога / посредничества на местном уровне через использование возможностей МОТ Продвижение декларации и ее принципов через отраслевые каналы и наблюдательные советы Изменение формата отчетности в рамках Ежегодного Бюллетеня МКП в марте 2013 года.
«Защищай, уважай, исправляй». Предыстория. Глобальный договор Инициатива ГС ООН Краткость 2 места для профсоюзов в совете Идея – диалог с отдельными компаниями Нет механизма мониторинга Участие «недобропорядочных компаний»
«Защищай, уважай, исправляй» Руководящие принципы по вопросам бизнеса и прав человека: Внедрение системы ООН «Защищай, уважай, исправляй» (Ruggie Framework, июнь 2011 – Совет по правам человека ООН) Не являются нормативным актом, но прорабатывают существующие нормы и практики Государство несет ответственность. Нельзя прикрываться могуществом корпораций. Бизнес должен уважать права. Нельзя использовать «неспособность» государства реализовать (универсальные) права граждан. «Должная заботливость»: ожидания социально ответственного поведения: идентифицировать, избегать и нейтрализовать вредное воздействие. Исправлять
«Защищай, уважай, исправляй»: выводы Корректировка (прояснение) идей социальной ответственности: КСО не может заменять роль государства. Бизнес ДОЛЖЕН уважать международные нормы, а не МОЖЕТ (обязательный, а не добровольный характер) Ответственность определяется воздействием деятельности бизнеса на других, что включает цепи субподряда Превентивный подход вместо «не навреди» Процедура «жалобы» (но не должна подменять другие процедуры)
«Защищай, уважай, исправляй»: что могут профсоюзы Использовать принцип, заложенный в понятии «должной заботы» Использовать принципы для воздействия на государственную политику и законодательство Бороться с незащищенной занятостью в цепях субподряда Влиять на надгосударственные органы Влиять на инициативы КСО Работать с МНК: по отдельным вопросам, по рамочным соглашениям, по занятости в цепи субподряда…
Руководство ОЭСР по МНК (пересмотренное) Профсоюзный Консультативный Комитет при ОЭСР Нормы МОТ – источник права Должная заботливость – права человека, занятость, окружающая среда, коррупция и права потребителей Ответственность за цепочки поставщиков / субподрядчиков Превентивный подход Процедура мониторинга и направления жалоб: национальные контактные пункты Возможность посредничества
Процедура мониторинга / жалоб НКП – 43 страны (34 плюс 9), разные формы (правительство, трехсторонний подход, независимый орган и т.п.) Кто? Любая заинтересованная сторона Что? Жалоба против деятельности МНК из страны ОЭСР включая цепи поставщиков Куда? НКП – в стране, где есть нарушение или в стране, где штаб-квартира МНК Рассмотрение: первичное, посредничество, окончательная оценка Профсоюзы: 144 жалобы (по вопросам занятости) Но: недостаточные полномочия НКП, нет обязательного процесса оценки деятельности
ISO ISO – обобщение социальной ответственности бизнеса Раздел по правам трудящихся основан на нормах МОТ Руководящие принципы по вопросам бизнеса и прав человека приняты во внимание (защищай, уважай, исправляй) Организации не должны сами для себя решать, что является их ответственностью перед обществом. Общество имеет «ожидания». Социальная ответственность: ответственность организации перед обществом за последствия ее деятельности и решений. Добровольные инициативы не заменяют правовые обязанности. Организации должны соблюдать универсальные права, даже если государство этого не обеспечивает Разделение понятий «устойчивое развитие» и «устойчивость организации»
ISO Негативные моменты: ISO – частная инициатива. Мы не хотим, чтобы ISO разрабатывала стандарты, которые должны разрабатываться МОТ Кто и почему оценивает?
Требования Всемирного банка и ЕБРР к трудовым стандартам 2006: Исполнительный совет Всемирного банка/ МФК принимает Стандарты деятельности МФК с требованием соблюдения основополагающих прав (PS 2); применяются начиная с мая 2006 г. 2008: ЕБРР принимает Требования к реализации проектов (PR), включая требование соблюдать основополагающие права в случае кредитов; применяются начиная с ноября 2008 г. 2009: МФК вводит ускоренную процедуру рассмотрения жалоб с целью реагирования на случаи несоблюдения PS : МФК принимает пересмотренные PS 2, в том числе вводятся некоторые улучшения в случае сокращения штатов и прав трудящихся-мигрантов 2011: ВБ начинает процесс пересмотра политики гарантий к 2013 году; МКП рекомендует принять всеобъемлющие гарантии по основополагающим правам
Стандарты деятельности МФК 2 (PS 2): Трудовые отношения и условия труда базируюятся на... конвенциях МОТ 87, 98, 29, 105, 138, 182, 100, 111» «Организации работников: В любом случае, описанном в пункте 9 [страны, которые признают свободу объединения и те, которые не признают]..., клиент не будет препятствовать рабочим в формировании или присоединении к организации работников по их выбору или в проведении коллективных переговоров, и не будет дискриминировать или применять ответные меры в отношении рабочих, которые участвуют или стремятся к участию в таких организациях и коллективных переговорах. Клиенты будут сотрудничать с такими организациями работников". Аналогичная формулировка была принята в требованиях ЕБРР к реализации проектов; применяется ко всем кредитам
Процедура применения стандартов МФК Компании-заемщики обязаны представлять Планы действий и Социальной и экологической оценки для устранения потенциальных рисков и воздействий в том числе на труд, как это определено в PS 2; соразмерно с категорией риска План действий и оценки должны включать в себя консультации с и должны быть публично доступными Жалобы на несоблюдение PS 2 могут направляться в Департамент МФК по окружающей среде и социальному развитию (CES) Официальные жалобы могут быть направлены Консультанту МФК по соответствию требованиям / Омбудсмену (САО), также можно "лоббировать" ИД в ВБ Стандарты деятельности 2 МФК и Требования ЕБРР к реализации проектов 2 распространяются на все их кредиты и инвестиции
Профсоюзы и МФК До декабря 2010 года, профсоюзы представили 31 дело по вероятным несоответствиям PS 2 в случае инвестиций МФК; Вашингтонский офис Глобальных профсоюзов участвует во всех этих делах, за исключением четырех В соответствии с оценкой Глобальных профсоюзов: - Позитивные изменения или ответы, получены в 10 случаях - Прекращение финансирования или закрытие проекта в 3 случаях, в 2 заморожен трансфер -Неудовлетворительный ответ в 4 случаях -Отзыв профсоюзом случая – 9 случаев
Комитет по капиталу трудящихся (1999) Капитал трудящихся – капитал, аккумулированный схемами коллективного финансирования сбережений трудящихся Пенсионные фонды – инвесторы (2002 – 11 трл. Долларов) Коалиции инвесторов (Рио Тинто, 2002) Инвестиционные риски Обучение управляющих Устойчивые инвестиции Члены МКП, ПКК и ГПФ
Инициатива Глобального Отчета (Global reporting initiative) НГО – разработка рамок отчетности – помочь компаниям в подготовке КСО отчетности Широкий круг участвующих в разработке, включая профсоюзы Индикаторы деятельности: из 79 индикаторов 14 относятся к «достойному труду» и трудовым практикам, 9 к правам человека… Рекомендует вовлечение широкого круга участников, отдельно – консультации с профсоюзами Цепи поставщиков и посредников
Цели: * соглашение между UNI и Deutsche Telekom и завершение спора по T-Mobile USA * соглашение между ITF/UNI и DP-DHL (470,000 работников), признание профсоюза, коллективные переговоры в нескольких центрах * создание профсоюзов и органайзинг в Swedwood (IKEA), в странах ВЕРСа (вместе BWI) Международные корпоративные кампании
Кампания «Играй честно» Лицензиаты и подрядчики Партнеры и спонсоры Брэнды
Социальный диалог на международном уровне Нет обязательств, как на национальном Глобальные профсоюзные федерации и советы профсоюзов На региональном уровне появление норм: Европейские трудовые советы Коллективное соглашение МФТ и Международным Советом Морских Работодателей (2000) Рамочные соглашения – признание ГПФ партнером Конвенции МОТ. Соглашения не могут заменять ответственность государства Профсоюзы рассматривают РС как элемент коллективных переговоров, компании – как элемент КСО
– 2014: Ключевые приоритеты укрепление мощи трудящихся социальные гарантии для всех реализация прав трудящихся