ФЗ -131, Устав.
Система законодательных актов, регулирующих МСУ Конституция РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (Европейская Хартия местного самоуправления) Федеральное законодательство – ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» –отраслевое законодательство по предметам ведения РФ, содержащее нормы муниципального права –отраслевое законодательство по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, содержащее нормы муниципального права Законодательство субъектов РФ –Уставы (конституции) –Законодательство по вопросам МСУ –Отраслевое законодательство в пределах полномочий субъектов по предметам совместного ведения, содержащее нормы муниципального права –Отраслевое законодательство субъектов по предметам ведения субъектов РФ, содержащее нормы муниципального права
Конституция РФ Ст. 12 Местное самоуправление – основа конституционного строя Глава 8 закрепляет гарантии местного самоуправления в РФ: судебная и юридическая защита
Европейская Хартия местного самоуправления. Принята в 1985 году. Россия ратифицировала в 1998 году. Обязательство соблюдать 20 принципов Хартии, 10 из которых важнейшие «Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве, и, по возможности, в Конституции государства» (статья 2)
Правовые основы местного самоуправления. Право граждан на местное самоуправление возникает на основании Конституции РФ и закона –Население не может отказаться от данного права даже через референдум Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ –Принятие федерального закона –Принятие соответствующих ему законов субъектов РФ Иные федеральные законы (кроме 131-ФЗ) не должны затрагивать общие принципы организации местной власти Подзаконные акты (не должны противоречить закону) –Указы Президента РФ –Постановления правительства РФ В случае противоречия применяются нормы Конституции и федерального закона 131-ФЗ (согласно этому закону) Органы власти субъектов РФ не имеют права регулировать вопросы организации МСУ, не установленные законом 131-ФЗ Правовые нормы, касающиеся деятельности органов МСУ, могут содержаться в иных законодательных актах, не относящихся к муниципальному праву (отраслевое законодательство)
Федеральный закон 131 Понятие и принципы местного самоуправления Система местного самоуправления Вопросы местного значения Территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления
Федеральное законодательство о м/с Кодексы, содержащие нормы муниципального права (лесной, жилищный, градостроительный) ФЗ «О муниципальной службе в РФ»; Избирательное законодательство ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»
Вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ в области организации МСУ 1.Установление статуса муниципальных образований 2.Изменение границ муниципальных образований 3.Порядок выдвижения инициативы проведения референдума (в соответствии с ФЗ) и порядок его проведения и подготовки 4.Преобразование муниципальных образований 5.Случаи и порядок финансирования обязательств органов МСУ по решению вопросов местного значения из регионального бюджета 6.Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ 7.Порядок выборов (в соответствии с ФЗ) органов и должностных лиц МСУ 8.Порядок голосования по отзыву выборных должностных лиц МСУ 9.Административная ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан в ОМС
10. Наименование органов МСУ (представительный, глава, администрация) 11. Гарантии деятельности депутатов и выборных лиц МСУ 12. Условия (типовая форма) контракта для главы администрации в части осуществления государственных полномочий 13. Правовое регулирование муниципальной службы (в соответствии с ФЗ) 14. Требования к формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и контролю за исполнением 15. Порядок финансирования государственных полномочий субъектов РФ из местных бюджетов 16. Ставки по доходам от региональных налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет 17. Порядок расчета дополнительных нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты Вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ в области организации МСУ
Законодательство Самарской области в сфере местного самоуправления Законы СО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями». 1. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения от г. 17-ГД; 2. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации транспортного обслуживания населения от ГД; 3. О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда от ГД
Законодательство Самарской области в сфере местного самоуправления 4. О наделении органов местного самоуправления на территории самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от ГД 5. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи от ГД 6. О наделении органов местного самоуправления на территории самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере архивного дела от ГД 7. О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях от ГД
Устанавливается Указом Президента РФ от N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Содержит перечень показателей эффективности Оценка эффективности органов местного самоуправления
Распоряжение Правительства РФ от N 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» содержит: перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов; типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период; методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов; методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Оценка эффективности органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления Представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования. Местная администрация.
Представительный орган муниципального образования избирается на муниципальных выборах; формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений; не формируется при количестве избирателей менее 100 человек.
Депутаты представительного органа МО Срок полномочий 2-5 лет (в Самарской области 5 лет); осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (на постоянной основе не более 10%); Не могут занимать иные государственные или муниципальные должности (кроме случаев установленных ФЗ); Имеют депутатскую неприкосновенность
Глава муниципального образования - высшее должностное лицо МО, наделенное уставом МО собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Полномочия главы муниципального образования: представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени МО; подписывает и обнародует в соответствии с уставом МО нормативные правовые акты, принятые представительным органом; издает правовые акты; требует созыва внеочередного заседания представительного органа. обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Перечень полномочий ЗАКРЫТ федеральным законодателем. Понятие и полномочия главы МО (ч. 1, 4 ст. 36 ФЗ)
Глава МО = глава местной администрации (если избран жителями) полностью руководит деятельностью местной администрации на принципах единоначалия право «вето» на решения представительного органа, для его преодоления - не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа Глава МО = председатель представительного органа МО осуществляет организацию деятельности представительного органа МО в соответствии с уставом МО Для сельских поселений: Глава СП = глава местной администрации СП = председатель представительного органа СП Возможность совмещения полномочий
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования
Муниципальные правовые акты входят в правовую систему РФ и являются властными предписаниями населения МО либо уполномоченных действовать от его имени органов местного самоуправления. Они обязательны на всей территории муниципального образования
санкционирует возможность принятия ОМС общеобязательных правовых актов устанавливает ответственность за их неисполнение признает за МПА правовой, директивно-властный характер Государство
Муниципальный правовой акт муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
Обязательные атрибуты правового акта название акта номер подпись дата принятия наименование органа, принявшего акт
Нормативные правовые акты (НПА) акты, изданные в установленном порядке управомоченным органом, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы и соответственно меняющие объем прав, обязанностей и ответственности субъектов
Нормативный муниципальный правовой акт Адресуется неопределенному кругу лиц Рассчитан на неоднократное использование Регулирует типовые повторяющиеся отношения
Индивидуальный муниципальный правовой акт Распространяет действие на конкретных субъектов права Рассчитан на одноразовое применение Относится к персонально определенным лицам Прекращает действие с реализацией конкретного права или обязанности
Осуществление местного самоуправления как самостоятельной деятельности населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения требует создания целостной, разветвленной системы муниципальных правовых актов
Сложность муниципального правового регулирования Комплексность задач, решаемых ОМС Затрагиваются различные правоотношения во всех сферах общественной жизни Пересечение с нормами различных отраслей права
Отраслевое законодательство РФ Законодательство по вопросам МСУ РФ и субъектов РФ Отраслевое законодательство субъектов РФ Муниципальные правовые акты
Система МПА
виды МПА взаимозависимость, юридическое соотношение силы НПА порядок ведения учета изданных МПА полномочия по принятию МПА порядок принятия МПА порядок официального опубликования (обнародования) МПА порядок вступления в силу МПА Уставом определяются :
Особый порядок принятия и изменения Легитимность и стабильность Носит определенный учредительный характер Комплексный ПА, всеохватывающий характер регулирования Все МПА ОМС должны соответствовать уставу МО Определяет порядок, процедуры, субъектов правотворчества Задает направления муниципальному правотворчеству Особенности Устава как конституирующего акта
Устав представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами НПА, посредством которого население муниципального образования определяет организацию местного самоуправления в конкретном МО, основы устройства, порядка осуществления местной власти, закрепляет основные гарантии участия населения в местном самоуправлении, принципы и порядок использования ресурсов местного сообщества
Принятие устава Граждане участвуют Представительный орган Принимает от имени сообщества
Обязательное участие граждан в рассмотрении проекта Опубликование проекта за 30 дней Опубликование порядка учета предложений и участия граждан за 30 дней Публичные слушания
Устав и изменения Устава принимаются большинством в 2/3 от установленной численности представительно го органа МСУ
Требования к содержанию Устава определяются Ст.44 Закона Иными ФЗ и законами субъектов РФ Указаниями иных статей Закона
Регулирование МСУ законодательством субъекта РФ значительно сокращено Отсылка на законодательное регулирование в Уставе возможна только в случае прямого указания на регулирование вопроса законодательством
Принятый устав муниципального образования подлежит государственной регистрации. Факт государственной регистрации является условием вступления устава или изменений и дополнений к нему в силу.
Государственная регистрация – форма предварительного правового контроля со стороны государства в лице уполномоченных государственных органов за соответствием основного муниципального правового акта Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ
Для регистрации представляются: решение о принятии устава протокол заседания ПО сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) проекта результаты публичных слушаний по проекту Устав МО
Расходные обязательства МО по вопросам местного значения возникают Из принятия НПА по вопросам местного значения При заключении МО договоров (соглашений) по этим вопросам При включении этих актов в реестр расходных обязательств
Принятие НПА Представительный орган Председатель ПО (Глава МО) Глава МО- Глава Администрации Решения Постановления и Распоряжения по организации ПО Постановления по ВМЗ Распоряжения по организации Местной администрации
Правотворческий процесс – урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления деятельности управомоченных органов и (или) должностных лиц по изданию правовых актов, состоящий из ряда последовательных этапов.
Этапы правотворческой деятельности разработка проекта внесение проекта обсуждение и подготовка к принятию рассмотрение акта и его принятие подписание правового акта опубликование (обнародование) вступление в силу контроль отмена, приостановление Правовой акт
Предмет правового регулирования К чьей компетенции относится регулирование вопроса Установленные пределы правового регулирования вопроса Наличие иных МПА по этому вопросу, необходимость их отмены, изменения Возможность принятия кодифицированного акта с включением рассматриваемого вопроса Вид правового акта, подлежащего принятию Потребность в ресурсах для реализации Требуется определить:
Соблюдение установленного порядка правотворческой деятельности должно находиться на постоянном контроле как населения, депутатов, так и глав муниципальных образований