ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Права человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная (присущая от рождения) возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни, быть гарантированным от насилия и т.д. Свобода – отсутствие каких либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности); свобода – это свобода воли. Ответственность – возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство (обязанность, долг) отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.
ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР
Инструкция: а) самостоятельно прочитайте определенный для вас фрагмент декларации и ответьте на вопросы в карточке; подпишите карточку; б) обсудите вопросы в группе; г) подготовьте (письменно) единый ответ от вашей группы.
Ключевое положение 1 фрагмента документа: Основа нравственного закона заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести у каждого человека, не зависимо от культуры, национальности, жизненных обстоятельств.
Ключевое положение 2 фрагмента документа: Свобода человека может быть направлена как на добрые, так и злые дела. Совершая добро человек совершенствуется, а зло – саморазрушается.
Ключевое положение 3 фрагмента документа: Права человека тесно связаны с его обязанностями и ответственностью. Совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа...
Ключевое положение 4 фрагмента документа: Вера, нравственность, святыни, Отечество – ценности, которые стоят не ниже чем права человека.
Общий вывод урока В основании прав человека лежит факт нашего творения по образу Божию. Образ Божий запечатлен в нашей душе, имеющей свободную волю. Свободная воля (свобода) неразрывно связана и должна быть ограничена нравственностью, обязанностями и ответственностью. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, народа... Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества.
Дополнительные вопросы по д/з (урок 3): 1. Что появилось раньше: права человека или государство? Подтвердите свой ответ историческими фактами. 2. Как связаны права взрослого человека и ребенка? 3. В каких международных документах закреплены права человека? 4. Что вы знаете об Организации Объединенных Наций? 5. В каких международных документах закреплены права ребенка? 6. Какой международный документ о правах ребенка является основным? 7. Золотое правило христианской нравственности?