Эффективные модели общественно- государственного участия в управлении образованием г. Барнаул. 28 сентября – 1 октября 2009 г.
1. Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: Выполнены задачи первой половины реализации проекта: – институализация органов государственно- общественного управления образованием; – просвещение школьного и гражданского сообщества.
1.Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: В каждом общеобразовательном учреждении, согласно зарегистрированному уставу, создан и действует орган государственно-общественного управления, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.
1.Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: Особенностью нашего региона является наличие большого количества малочисленных сел и малокомплектных школ. В этой связи выявилась необходимость создания специфической формы ГОУ – совета по развитию школы, объединяющего родительский комитет и поселковый совет.
1.Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: Во всех районах Алтайского края созданы и начали действовать муниципальные общественные советы по образованию.
1.Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: Муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, социальные партнеры системы образования, используя новую модель управления для проведения образовательной политики решали задачи: - создание переговорных площадок для согласования сетевой образовательной программы школьного округа, - координация взаимодействия управляющих советов и родительских комитетов школ, - обсуждение мер по повышению качества образования по результатам комплексной оценки условий и результатов обучения.
1.Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: Общественные эксперты принимали участие в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений. Школьные управляющие привлекались в качестве общественных наблюдателей в процедурах оценки качества, проводимых муниципальными службами и органами управления образования. В Алтайском крае совершенствуется пакет документов по организации государственно-общественной аккредитации экспертов и экспертных организаций в системе образования.
1.Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: В целом по направлению ГОУ удалось решить следующие проблемы: 1. Подготовка общественных управляющих, членов управляющих советов к реализации управленческих функций. За год было обучено более 2000 человек. Задача состояла в - проблематизации и актуализации социального смысла деятельности управляющего совета, - участии в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и - оценке ее социальной (социокультурной) эффективности.
1.Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Результаты: 2. Обобщение опыта работы органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Алтайского края. Опыт работы был представлен: - на Фестивале в АКИПКРО в январе 2009 г. - в публикациях в СМИ - в специальных методических изданиях
1. Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае Системные эффекты: Формирование механизмов (условий) для выявления и формулирования общественного (гражданского) заказа образованию Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за текущий месяц) Доля (количество) общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган государственно- общественного управления (совет), обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения Доля образовательных учреждений, имеющих программу развития, утвержденную органом государственно-общественного управления (данные специального мониторинга) Доля образовательных учреждений, имеющих программу развития, утвержденную (согласованную) органом государственно-общественного управления (данные специального мониторинга) Доля решений о реорганизации общеобразовательных учреждений, принятых с участием органов государственно-общественного управления на муниципальном и школьном уровне Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае
Системные эффекты: Повысилась открытость системы образования Доля (количество) общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово- хозяйственной деятельности Доля (количество) общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет Количество публикаций в СМИ, представляющих положительный опыт (варианты: модернизации образования, реализации комплексного проекта модернизации образования) (данные специального мониторинга) Доля родителей, удовлетворенных доступностью и полнотой информации о деятельности образовательного учреждения (вариант: качестве образования в образовательных учреждениях) (данные социологического опроса) Доля родителей, знакомых с сайтом образовательного учреждения (данные социологического опроса) Доля родителей, знакомых с публичным докладом (отчетом) образовательного учреждения (данные социологического опроса) Доля родителей, информированных о наличии в школе органа государственно- общественного управления, наделенного управленческими полномочиями, в т.ч. по участию в принятии решения по распределению стимулирующей части ФОТ, его функциях и полномочиях (данные социологического опроса) Доля родителей, информированных об институте общественного наблюдения при проведении ЕГЭ (данные социологического опроса) Доля (количество) пунктов проведения итоговой аттестации выпускников старшей ступени общего образования в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели
Системные эффекты: Анализ итогов реализации проекта по направлению расширение государственно-общественного управления позволил выявить следующие системные эффекты: значительно усилилось взаимодействие общественных организаций, законодательных и исполнительных органов Алтайского края по вопросам развития образования; существенно повысился интерес потребителей образовательных услуг родителей, обучающихся, представителей общества и власти к участию в управлении образованием. Это нашло отражение в - распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, - программах развития школ, - муниципальных программах развития образования и - реструктуризации сети; укрепилось доверие общественности к результатам общественной экспертизы по оценке качества образования; зафиксировано стремление образовательных учреждений к открытости и широкому информированию общественности о результатах своей деятельности через публичные отчёты и другие публикации; расширился спектр проблем школы, отражаемых в СМИ.
Пока в реализации направления ГОУ сохраняются следующие проблемы: - формальный подход к организации общественных институтов управления образованием; - постоянная ротация членов органов самоуправления, привлечение новых активистов, что вызывает необходимость непрерывного обучения этой категории; - недостаточная синхронность в деятельности органов ГОУ на школьном и муниципальном уровне; - незначительна доля внебюджетных средств в бюджете учреждения, привлеченных при участии органов государственно-общественного управления; - недостаточно инициатив, родителей, обучающихся, представителей общественности, направленных на содействие образовательному учреждению. Эффекты и результаты расширения участия общественности в управлении образованием в Алтайском крае
2. Перспективы в расширении участия общественности в управлении образованием А)Дальнейшее закрепление системных эффектов Для дальнейшего развития и закрепления указанных системных эффектов запланировано решение следующих задач: организация непрерывного образования и повышения квалификации участников государственно- общественного управления (в 2008 г. обучено 2493 чел., в 2009 г. планируется не менее 2500 чел.); апробация эффективных моделей государственно- общественного управления через создание экспериментальных площадок на базе общеобразовательных учреждений Ленинского района г. Барнаула в городских условиях; на базе школ Баевского района в условиях сельской школы;
А) Дальнейшее закрепление системных эффектов расширение участия (принятие закона Алтайского края об участии общественности в управлении образованием, конкурсы общественных управляющих, сертификация участия в социально-образовательных проектах, грантовая поддержка общественных инициатив, фестивали лидеров государственно-общественного управления образованием Алтайского края). инициирование органами ГОУ кандидатур на выдвижение в органы исполнительной и представительной власти, местного самоуправления. принятие органами государственного и общественного управления образованием системы (регламента) разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.
Б)Наращивание управленческого потенциала органов ГОУ Напомним, что Положение о совете школы 1989 года, утвержденное Госкомитетом СССР по народному образованию, предоставляло школьным советам значительные полномочия: утверждение плана развития школы, установление режима работы школы, продолжительности учебной недели и учебных занятий, необходимости и вида ученической формы, выступление с инициативой расторжения трудовых договоров с лицами, не соответствующими занимаемой должности, контроль рационального расходования бюджетных ассигнований на школу, заслушивание отчетов о работе отдельных педагогов, директора школы и его заместителей, внесение на рассмотрение конференции предложения о продление или прекращении полномочий директора и др.
Б)Наращивание управленческого потенциала органов ГОУ В 2010 г., на наш взгляд, в рамках действующего законодательства и по мере закрепления эффектов КПМО могла быть начата работа по расширению управленческих функций органами ГОУ порядка приема, перевода и выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения; общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др.
Все в Управляющие Советы, товарищи!!!
Выход