КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Дильшод Султанов, Заместитель начальника отдела прямых и местных налогов Министерства финансов Республики Узбекистан
Основные задачи реформирования налоговой системы Создание единой законодательной базы по налогообложению Обеспечение прямого действия Налогового Кодекса Усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства и оказании услуг, обеспечение рационального и экономного использования ресурсов, отмены неэффективных налогов и сборов Упрощение налоговой системы путем максимальной унификации правил исчисления и порядка уплаты по отдельным налогам;
Основные задачи реформирования налоговой системы Обеспечение стабильности налоговой системы, позволяющей предпринимателям обоснованно прогнозировать развитие бизнеса на среднесрочной основе; Совершенствование налогового администрирования, повышение уровня собираемости налогов, обеспечения в полном объеме поступлений, причитающихся налогов и сборов в государственный бюджет и внебюджетные фонды, сокращения возможностей для уклонения от налогообложения.
Меры по реализации поставленных задач Установление закрытого перечня налогов и обязательных платежей Установление закрытого перечня налогов и обязательных платежей Обеспечение справедливости и нейтральности системы налогообложения Обеспечение справедливости и нейтральности системы налогообложения Снижение налоговой нагрузки Снижение налоговой нагрузки Упрощение налоговой системы Упрощение налоговой системы Совершенствование системы налогового администрирования Совершенствование системы налогового администрирования Открытость и доступность Открытость и доступность
Снижение налоговой нагрузки Поэтапное снижение налоговых ставок налога на доход доход (прибыль) Расширение перечня затрат подлежащих вычету Снижение ставок подоходного налога физических лиц Снижение ставок единого социального платежа
Упрощение налоговой системы Упрощение налоговой системы путем максимальной унификации правил исчисления и порядка уплаты по отдельным налогам Введение упрощенного порядка налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков Сокращение числа налогов Упорядочение налоговых льгот
Совершенствование налогового администрирования Повышение уровня собираемости налогов, обеспечение в полном объеме поступлений причитающихся налогов и сборов; Сокращение возможностей для уклонения от налогообложения; Определение правил исполнения налогового обязательства; Установление четкого механизма зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов и платежей; Введение порядка отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей Совершенствование налогового контроля, а также обжалования решений налоговых органов и действий их должностных лиц; Пересмотра мер ответственности за нарушение налогового законодательства
Открытость и доступность Публикация всех изменений налогового законодательства Широкое обсуждение вопросов налогообложения
Реализация основных задач в 2007 году осуществляется за счет следующих мер:
По налогу на прибыль Перевод банков и страховых организаций на уплату налога на прибыль; Снижение ставки налога с 12% до 10% для всех хозяйствующих субъектов; Расширение перечня затрат, подлежащих вычету из совокупного дохода (прибыли).
По налогу на прибыль Расширение перечня затрат, подлежащих вычету из совокупного дохода (прибыли) в полном размере: 1. плата за услуги телекоммуникаций; 2. затраты на рекламу; 3. расходы по оплате междугородних и международных переговоров; 4. затраты по содержанию объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, спортивных сооружений.
По налогу на доходы физических лиц до 5 мин. з/п 13%13% от 5 до 10 з/п 20%18% свыше 10 мин.з/п 29%25%
По ресурсным налогам (земельный налог, налог на имущество) Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество; Ставки земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, единого земельного налога индексируются в 1,5 раза.
По упрощенному порядку налогообложения Снижается ставка единого налогового платежа с 13% до 10%, без изменения порядка исчисления и уплаты; Предприятия торговли и общественного питания переведены на уплату единого налогового платежа. Ставки налога для предприятий торговли колеблются от 1% до 5%, в зависимости от месторасположения;
По упрощенному порядку налогообложения Ставки для предприятий общественного питания установлены в размере от 8% до 10%; Малые предприятия, уплачивающие акцизный налог по производству алкогольных напитков переведены на уплату общеустановленных налогов и на них не распространяется право выбора системы налогообложения.
По другим видам налогов и обязательных платежей Сохранена ставка: 1. налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры; 2. налога на добавленную стоимость; Снижена ставка единого социального платежа с 25% до 24%; Снижена ставка ставка сбора за приобретение или временный ввоз грузовых автотранспортных средств, автобусов, спецавтомобилей с 20 до 6%.
Спасибо за внимание!