«Армия России: какой ей быть?» Три слайда от Компетентного Полковника Выпуск 6 Москва Декабрь 2010 г. О военном образовании На официальном сайте Минобороны РФ года опубликована статья А.Э. Сердюкова "Военная школа России: состояние и перспективы развития", Информационно-аналитический сборник "Федеральный Справочник", том 24. ( html?id=76658) html?id=76658 И что же?
А чего Вы ждали? Помощники министра, написавшие статью за его подписью, не захотели себя утруждать даже видимостью анализа проблемы, даже попыткой вскрыть недостатки. По их мнению, все ОК! Поставив под таким материалом свое имя, министр обороны выразил свою позицию. Мнение независимых экспертов, компетентно разбирающихся в проблемах военного образования, иное: система военного образования и науки в ходе бездумных и непрофессиональных реформаторских мероприятий окончательно разрушена и в своем нынешнем виде не способна выполнять стоящие перед ней задачи. Общее впечатление: Бравурный и самоуверенный тон госчиновника о победах и достижениях. Нет ни тени сомнения в правоте своей позиции и правильности проводимых мероприятий. Возникает чувство вины перед министром, что до сих пор на его грудь не упал заслуженный орден за заслуги… Разгром отечественной системы военного образования нанес невосполнимый ущерб Вооружённым Силам и в целом обороноспособности нашей страны.
Вехи великой «реформы» Великие социальные эксперименты над ВС РФ многоплановы, и «реформирование» военного образования – лишь один из них. Назначение на должность начальника Управления военного образования – заместителя начальника Главного управления кадров МО РФ Т.Фральцовой, имеющей к Вооруженным Силам в целом и системе военного образования в частности весьма отдаленное отношение, четко высветило генеральную линию «реформ» в сфере военного образования и науки. Бездумная «оптимизация», сокращение и преобразования ввузов привели к краху существовавшей системы. Самое страшное – они искоренили научные и педагогические школы в Вооруженных Силах. Это касается, прежде всего, уникальных военно-учебных заведений прошлого, где готовили конструкторов, инженеров, химиков, летчиков, специалистов по ЭВМ и АСУ, лингвистов и многих других. Запущен процесс повального избавления армии от выпускников военных вузов, свернут прием в ввузы. Это ведет к моральной и психологической дезориентации нынешних курсантов, способствует формированию у молодых людей цинизма, рушит нормы морали, калечит молодых людей политически и нравственно. Первые последствия этих «реформ» неизбежно проявятся через 5-6 лет. Правда, к тому времени авторы и творцы «реформы» военного образования «за давностию лет» будут уже не при чем…
Не будем о грустном… Дай Бог, чтобы сама система военного образования сохранилась хоть в каком-нибудь виде, хотя у нас есть резонные сомнения в этом. В своей статье министр обороны в качестве одного из пяти «направлений дальнейшей работы» указывает на интеграцию с гражданской высшей школой, что подразумевает, в том числе, и «привлечение к проведению занятий специалистов гражданской высшей школы», и «организацию повышения квалификации преподавателей в ведущих вузах страны». Угадываете тенденцию? В условиях гуманизации военной сферы, тем более если нет своего ППС, если нет своих научных и педагогических школ, нужна ли вообще система ВОЕННОГО образования для «армии нового облика»? Конечно же, Вооруженные Силы России преодолеют все трудности, какие бы сюрпризы ни готовили им заботливые государственные мужи. Возродится и система военного образования: среди военных педагогов всегда были, есть и будут таланты, гении и фанаты своего дела. И вырастут новые российские полководцы и военные специалисты высшей категории – не благодаря, а вопреки усилиям нынешних «реформаторов».