ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ
Цель изучения: Познакомить учащихся с правилами порядка выполнения действий в выражениях и сформировать у них умение пользоваться ими.
Правила порядка выполнения действий в выражениях ПРАВИЛО 1. В выражениях без скобок, содержащих только сложение и вычитание или умножение и деление, действия выполняются в том порядке, в котором они записаны: слева направо.
ПРАВИЛО 2. В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение или деление, а потом сложение и вычитание.
ПРАВИЛО 3. В выражениях со скобками сначала вычисляют значение выражений в скобках. Затем по порядку слева направо выполняются умножение или деление, а потом сложение или вычитание.
Основные признаки выражений, на которые учащиеся будут ориентироваться при вычислении их значений: выражения без скобок и со скобками; выражения, содержащие только сложение и вычитание или умножение и деление; выражения, обладающие признаками: наличие скобок и все четыре арифметических действия.
Для подготовки учащихся к восприятию правил порядка выполнения действий в выражениях как общего способа действий при вычислении их значений нужно прежде всего научить детей анализировать различные числовые выражения с точки зрения тех признаков, на которые сориентировано каждое правило. ЗАДАНИЯ
Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются? Чем похожи все вторые в каждой паре? Чем похожи первые выражения в каждой паре? :9·3: :6·7: :3·2:6
Чем отличаются друг от друга выражения в каждом столбце: 56-(8+9) (7+24) 72:9·3:6:2 72:9·3:(6:2)·7 72:9·3:6:2·7 Чем похожи и чем отличаются выражения в каждой паре: 35:7 35:7· : :(8-2) 63:7+8·
Анализ и сравнение предложенных пар выражений акцентирует внимание учащихся на действиях, которые даны в каждом выражении, на количестве и на числах, с которыми эти действия выполняются, и подготавливает школьников к пониманию смысла каждого правила.
Формирование умения соотносить данное выражение с определенным правилом, которым следует руководствоваться при вычислении его значения. Выпиши выражения, при нахождении значения которых ты будешь пользоваться: Правилом 1; Правилом 2; Правилом 3.
Догадайся! По какому признаку записаны выражения в каждом столбце: :9·3 48:6·7:8 27:3·2:6·9 84-9·8 54+6· ·8+63:9 Расставь порядок выполнения действий и вычисли значения выражений.
По какому признаку можно разбить выражения на три группы: :3·2:6· :9·3 84-9·8 48:6·7:8 54+6· ·8+63:9 По какому признаку можно разбить выражения на две группы? Вычисли значение каждого выражения.
Верно ли утверждение, что значения выражений в каждом столбце одинаковы: 56:7 7·8:(32:4) (65-9):(24:3) 54:9 9·6:(36:4) (72-18):(27:3) Как составлены в каждом столбце второе и третье выражения? Составь столбцы по такому же правилу, используя выражения: 72:8, 36:9, 27:9, 63:7
Какие числа нужно вставить в «окошки», чтобы получить верные равенства: 24+43= ·3=8·9- 72+(40-4):9= :6- = -5 (4+2)·7=6· :(9-3)· =48: ·7
Выбери числовые выражения, которые соответствуют каждой схеме, и вычисли их значения. 63:7+(20-5)-(9+6) 18+36:9+6· ·(4+3) (18+36):9+6· : (9+6) 5·4+(3+19)-10 Расставь порядок выполнения действий на каждой схеме: А) + : + · - Б) · +( + )- В) : + - -( + )
Какие арифметические действия могут выполняться в указанном порядке? … … … … … … … … ( … ) … ( … ) …
При вычислении значений выражений некоторые учащиеся, правильно расставив порядок выполнения действий, допускают ошибки, связанные с выбором чисел, с которыми эти действия нужно произвести. Например, выражении: 42-21:3+8 Ученик правильно расставляет порядок действий, но далее делает так: 1)21:3=7 2)42-21=21 3) 3+8=11
1.Выражения (карточки с числами и знаками действий) выкладываются на фланелеграфе :3+8 После того как дети расставят в выражении порядок действий и выполнят первое действие, полученный результат сразу вставляется в выражение Аналогично следует поступить после второго действия: 35+8
2. Полезно использовать и такой прием: 42 – 21 :
с различными способами решений, требующие выполнения рассуждений. Вставь пропущенные знаки действий, чтобы равенства были верными: 7·4 …8 … 2=32 (7-4) … 8 … 2= …8-2=37 7 … 4-8:2=7
Какие числа можно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства: - · + = ( - ) · + =
Найди значение выражения: 24+40:8-3·9 Поставь скобки в данном выражении так, чтобы его значение было равно 96.
Чем похожи выражения? Чем отличаются? 98-(6·9+8·3) 98-6·9+8·3 Объясни, какими правилами порядка выполнения действий ты будешь пользоваться при вычислении их значений.
Верно ли утверждение, что значения выражений в каждой паре одинаковы? 17+(4·3) · ·(3 ·2)-8 8·(4+3)+6-4 8·4+(3+6)-4