Методические рекомендации специалистам МДОУ по заполнению характеристики, представляемой на психолого - медико - педагогическую комиссию в МОУ ЦДК « Детство » Харченко Татьяна Васильевна, заместитель директора МОУ ЦДК « Детство », педагог - психолог отдела ПМПК, учитель - логопед, высшая квалификационная категория
Комплексная диагностика – качественный анализ особенностей развития : Познавательной деятельности Эмоционально - волевой сферы Личностного развития Сферы знаний, умений и навыков зона актуального развития зона ближайшего развития
Используемые диагностические методики
Описание функции восприятия в характеристике ребенка на 4 года Норма Цвет – знает основные цвета ( красный, желтый, зеленый, белый, черный, синий ) Форма – называет Величина – понимает значение слов БОЛЬШОЙ – маленький Задание выполняет самостоятельно Интерес стойкий Работает равномерно, допустима организующая помощь
Описание функции восприятия в характеристике ребенка на 4 года Ниже нормы Цвет – знает основные цвета ( красный, желтый, зеленый, белый, черный, синий ) Форма – называет Величина – понимает значение слов БОЛЬШОЙ – маленький Задание выполняет с помощью ( допускается организующая, разъясняющая, обучающая помощь ). Интерес присутствует Темп замедлен Стремится преодолеть трудности
Описание функции восприятия в характеристике ребенка на 4 года Значительно ниже нормы Цвет – основные цвета путает или соотносит ( красный, желтый, зеленый, белый, черный, синий ) Форма – не соотносит во форме Величина – не сформировано БОЛЬШОЙ – маленький Задание выполняет хаотично и бестолково. Интерес Поверхностный. Темп медленный. Не стремится преодолеть трудности, не способен контролировать свою деятельность
Описание функции внимания в характеристике ребенка на 4 года Игра « Что изменилось ?», « Чего не стало ?» Концентрация – слабая / средняя / высокая Объем – низкий / средний / высокий Распределение – достаточное / недостаточное / нарушено Переключаемость – низкая / средняя / высокая Устойчивость – достаточное / недостаточное / нарушено Недостатки функции внимания : Инертность процесса Не удерживает на задании нужного времени Снижено количество удержания элементов При увеличении объема стимульного материала отмечаются значительные трудности сосредоточения
Описание функции памяти в характеристике ребенка на 4 года Норма Запоминает / быстро / прочно / медленно Зрительная – из 5-6 картинок называет 5-6 картинок Слухо - речевая – 5-6 слов называет 4-6 слов Понимает инструкцию Интерес стойкий Допустимы стимулирующая, организующая помощь Контролирует свою деятельность Трудностей не возникает
Описание функции памяти в характеристике ребенка на 4 года Ниже нормы Запоминает / быстро / прочно / медленно Зрительная – из 5-6 картинок называет картинки Слухо - речевая – 5-6 слов называет слова Понимает инструкцию ( допустимы все виды помощи ) Интерес присутствует Способен контролировать свою деятельность Стремится преодолеть трудности
Описание функции памяти в характеристике ребенка на 4 года Значительно ниже нормы Запоминает / быстро / прочно / медленно / неосознанно Зрительная – из 5-6 картинок называет картинки Слухо - речевая – 5-6 слов называет слово Не понимает инструкцию ( все виды помощи не эффективны ) Интерес отсутствует или слабо выражен Не способен контролировать свою деятельность Не стремится преодолеть трудности Бросает работу, плачет
Описание функции мышления в характеристике ребенка на 4 года Наглядно - действенное : Почтовый ящик, доска Сегена, пирамидка (5-7 колец ) Норма Выполняет самостоятельно Интерес стойкий Допустим метод проб и ошибок Доводит дело до конца Контролирует свою деятельность Наглядно образное : Разрезные картинки, Нелепицы Зрительное соотнесение – норма Допустимы метод примеривания, целенаправленная проба проба
Обобщение, классификация 3-4 года – обобщения 1 порядка находятся в стадии формирования ( игрушки, одежда, обувь, фрукты, овощи, посуда, мебель ) – из них 3-4 понятия должны быть сформированы 5-6 лет – обобщения 1 порядка сформированы, обобщения 2 порядка находятся в стадии формирования ( транспорт, дикие, домашние животные, птицы ). 6-7 лет - обобщения 2 порядка сформированы ( профессии, музыкальные инструменты, насекомые, деревья, цветы ). N – легко выполняет задание, стойкий интерес. ЗПР – необходима организующая, разъясняющая помощь. Испытывают трудности при укрупнении групп картинок. УО – не понимают инструкции, интерес не проявляют, переходят на перечисление предложенных предметных картинок, помощь не эффективна.
Исключение Предъявляется с 4-4,5 лет. N – самостоятельно исключает и аргументирует. Допустима разъясняющая и организующая помощь для 1 предъявляемой картинки. ЗПР – необходима организующая, разъясняющая помощь, особенно на этапе речевого обобщения выделенных признаков, допустимо исключение по косвенным признакам. УО – не понимают инструкции, интерес не проявляют, переходят на перечисление предложенных предметных картинок, помощь не эффективна. / Примеч.: могут выполнить задание, если знакомы с данной картинкой, но аргументация будет неверная, речевое оформление затруднено /
Сравнение 4-5 лет – с опорой на наглядность 5-6 лет – предъявление вербального сравнения, допустима опора на наглядность 6-7 лет – предъявление на вербальном уровне N – сравнивает самостоятельно, не отклоняясь от поставленной цели, наличие стойкого интереса ЗПР – сравнивает по несущественным признакам, нуждается в наводящих вопросах, помощь эффективна, интерес слабовыражен УО – производит сравнение по несопоставимым признакам, деятельность сводится к перечислению того, что он видит на картинке, никаких выводов не делает.
Счетные операции 3-4 года – счет от 1 до 5 – механический, оперирует понятием много - мало. В стадии формирования математические понятия >,,,, < сформированы, обратный счет в стадии формирования. В стадии формирования математические понятия : вверх - вниз, вправо - влево, назад - вперед и т. д. 6 лет – счет от 1 до 10 – механический, количественный, обратный, порядковый – сформирован. Соотносит число с цифрой. Сформированы математические понятия : больше - меньше, вверх - вниз, вправо - влево, назад - вперед и т. д.