Русский театр XVIII века
Общее понятие ТЕАТР: 1.Искусство представления драматических произведений на сцене. 2.Зрелещное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения.
Цели и задачи работы: Цель: С истематизация, накопление и закрепление знаний о русском театре XVIII века. Задачи: Р ассмотреть историю русского театра; Охарактеризовать историю школьного, придворного театров XVII-XVIII веков; П одвести основные итоги реферата.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОГО ТЕАТРА Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игрища. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры.
Скоморошество Впервые в 1068 году упоминаются в летописях скоморохи. Скоморохи - Русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом ряжения, к которым прибегают скоморохи. Преследование скоморохов в годы татарского ига. Языческие гонения и исчезновение скоморохов (Царские указы 1648, 1649 и др.).
Театры XVII века Театр в собственном смысле слова появился на Руси в XVII веке как придворный при царе Алексее Михайловиче. Непосредственным руководителем был пастор И. Г. Грегори Первое представление («Артаксерксово действо») состоялось 17.10(27.10).1672 в селе Преображенском под Москвой. После смерти царя Алексея Михайловича (1676) спектакли прекратились. Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Театр XVIII века Театр при Петре I К середине 18 века театр уже прочно вошёл в жизнь русского общества, и не только его аристократической или церковной верхушки, но и социальных низов. Первый публичный театр (Комедиальная храмина ) под руководством И. Кунста Репертуар - пестрый, общие черты пьес - крайне запутанная любовная интрига, нагромождение ужасов, убийств, всевозможных мелодраматических эффектов. При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский (придворный); в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Русский театр в основном был представлен театром школьным. Эстетические пути, которого к этому времени резко отошли от традиций Симеона Полоцкого.
Театры при Елизавете Петровне и Екатерине II В царствование Елизаветы Петровны театральное дело расцвело 30 августа 1756 год – учрежденён Александринский театр 1757 год первые актрисы, до этого женские роли исполнялись мужчинами. При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; В 1783 году впервые были установлены «пробы» (дебюты) для артистов. Стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»
Театральные деятели XVIII века
Денис Иванович Фонвизин ( ) Родоначальник русской драматургии
Его творчество выражало протест против крепостного произвола и общественных пороков, мешавших развитию страны и национальной культуры «Бригадир» - первая оригинальная пьеса Фонвизина (конец 60-х годов) была поставлена в 1780 году в Петербургском театре па Царицыном лугу.
Фонвизин впервые в литературе и драматургии создал достоверную картину русской жизни, наполненную подмеченными им в реальной действительности деталями быта. 24 сентября 1782 года «Недоросль» был поставлен в Петербурге 14 мая 1783 года состоялась премьера «Недоросля» в Москве. Придворные круги и часть дворянтсва отнеслись враждебно.
Дмитриевский Иван Афанасьевич ( ) выдающийся русский актер
Дмитриевский сыграл огромную роль в становлении российского театра Создал сценическую школу русской театральной игры, определившую движение русского театра. Учеником Дмитриевского был известный русский трагический актер Алексей Яковлев. Первым в русском театре Дмитриевский занимался искусством театральной режиссуры. Удостоен права называться Первым актером российского театра Специально для Дмитриевского Фонвизин написал роль Стародума в знаменитой комедии «Недоросль».
Написал историю российского театра, но этот бесценный труд погиб при пожаре в Академии наук. Дмитриевский создает историю русского театра заново, но этот вариант затерялся и до сего времени не найден.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Расцветом русского театра 18 века стала вторая половина столетия. Наиболее выдающимися произведениями стали комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир». Создание «Театральной директории», государственная финансовая поддержка, привела к тому, что русский театр стал более доступным для населения, а представления стали более красочными.