Исследовательский проект «Эта удивительная соль» ГБОУ СОШ 1 п.г.т. Суходол муниципального р-на Сергиевский Самарской области структурного подразделения – д/с «Сказка» 2012 г
Эпиграф «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Сделаю – и я пойму!» Восточная мудрость
Замысел проекта Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы проводим различные опыты. Дошколята могут успешно познать не только внешние наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к познанию объектов. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Актуальность Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Гипотеза Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто!
Проблема Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем
Анализ ситуации Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. Делясь впечатлениями, Егор Юхняк после летнего отдыха принес фотографии и рассказал о своей поездке с родителями в Соль-Илецк. А потом мы посмотрели видеосюжет из семейного архива. Дети были в восторге и не могли поверить своим глазам, что это не песок, не трава, а обыкновенная соль. С этого и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям и родителям. Тогда и возникла идея создать этот проект. В работу включились и дети, и родители, и педагоги детского сада…
Цель: Хотелось бы больше узнать о соли: Что такое соль? Откуда она берётся? Как её добывают? Или готовят? Почему море солёное?
Задачи: Выяснить, откуда берётся соль? Можно ли обойтись без нее? Для чего она нужна? Исследовать свойства соли опытным путём; Провести опыты по выращиванию кристаллов соли; Поделиться своими знаниями с родителями и детьми детского сада на празднике «Разве соль не Волшебница?!»
Взаимодействие с семьей Выпуск буклетов: «Соль–друг, соль-враг», «Полезные советы» Оформление папки «Мои открытия» Выпуск стенгазеты "Необыкновенное рядом" Анкетирование родителей на тему «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома» Родительское собрание на тему «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно- экспериментаторской деятельности» Мастер-класс «Лепим из соленого теста" Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Рекомендации «Проведите с детьми дома» Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность «Что я знаю о соли?» Встреча с родителями творческой группы «Путешествие в прошлое»
И закипела работа...
Дети по своей природе - исследователи
Методический паспорт проекта
Этапы исследовательской работы методом проекта этапаЗадачи Формы, методы, приемы Деятельность воспитателя Деятельность детей I Погружение в проект Беседы : «Что такое соль?» «Интересные факты из истории про соль» «Полезные советы» Экскурсия в метод. кабинет ( просмотр слайдов « Добыча соли») Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль Совместно с родителями и детьми подбирает литературу Содействует созданию проблемной ситуации Формулирует проблемные вопросы Формирует задачи (нежёстко) Вхождение в проблему Принятие задач Учатся самостоятельно задавать вопросы Выдвижение гипотезы Формулировка темы Планирование своей работы II Организация деятельности и планирование Организация предметно- развивающей среды: Создание лаборатории для экспериментально- исследовательской деятельности Создание творческой мастерской Организует деятельность Предлагает спланировать деятельность по решению задач Рекомендует способы презентации проекта Создание сообществ детей, работа в подгруппах Распределение амплуа Выбирают способ презентации
III Реализация проекта Активная экспериментально- изобретательная деятельность детей: Сбор материла совместно с родителями творческой группы Опытно- экспериментальная деятельность в лаборатории Работа в творческой мастерской Ненавязчиво контролирует работу детей в лаборатории Практическая помощь при необходимости в творческой мастерской Формирова ние специфических ЗУН Подготовка к презентации IV Презентация творческого проекта «Разве соль не волшебница?!» Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с солью» Выставка кристаллов «Цветы из соли» (аппликация) «Радуга- дуга из разноцветной соли» «Подставка для пасхального яйца» (лепка из солёного теста) Картина «Ромашковая поляна»(из соленого теста) Картина «Весна красна» (рисование цветной солью) Принимает отчет ы Обобщает и резюмирует полученные результаты Подводит итоги обучения Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение Демонстриру ют : понимание проблемы, цели, задач умение работать в группе на общий результат найденный способ решения проблемы
Схема интеграции проекта с образовательными областями Интеграция образовательных областей ТемаПрограммное содержание Познание Социализация Коммуникация Безопасность Труд Физическая культура Здоровье Т: «Что мы знаем о соли?» Расширять знания детей о соли как о продукте, необходимом в жизни человека; познакомить детей с интересными фактами о соли; побуждать интерес к исследованию природы; стимулировать познавательную активность и самостоятельность приучать детей соблюдать технику безопасности при проведении опытов. Коммуникация Познание Безопасность Социализация Т: «Эта волшебная соль» Изучить особенности соли, ее свойств и качества опытным путем; учить устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; приучать детей соблюдать технику безопасности при проведении опытов; закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать формы слов; обогащать словарь : соленый, кристаллы, сыпучий.
Художественное творчество Физическая культура Труд Социализация Безопасность Чтение художественной литературы Т: Рисование цветной солью «Весна красна» Т: Декорирование солью«Радуга» Т: «Лепим из соленого теста»«Цветочная поляна» Знакомить с нетрадиционными приемами рисования и аппликации; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы, продолжать формировать умение создавать декоративные композиции Формировать умения лепить из соленого теста предметы разной формы (шар, овоид, колбаска), передавать особенности предметов. Учить составлять композицию из отдельных деталей; Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображению, наблюдательности. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие; Воспитывать любовь к природе; желание передавать красоту в своем творчестве.
Чтение художественной литературы Физическая культура Коммуникация Социализация Коммуникация Социализация Познание Физическая культура Т: Чтение русской народной сказки «Соль» с элементами драматизации. Т: «В воде родится, воды боится» Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры; формировать интерес к книге; Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Развивать умения разыгрывать несложный сюжет сказки, используя для воплощения образа известные выразительные средства (жесты, мимика, интонация) Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм; учить понимать переносное значение образных выражений
Опыты, проведённые в ходе работы над проектом
Опыт 1.«Эффект Мертвого моря» Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку : оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду яйцо оказалось где-то посередине банки. Вывод : Солённая вода помогает держаться предметам на поверхности. Объяснение : Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.
Опыты 2.«Влияние соли на рост растений» Наблюдали, как влияет соль на рост растений. Ребята самостоятельно приготовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Посадили лук. На протяжении всего опыта ухаживали за растениями, фиксировали результаты опыта, вносили изменения в таблицу. Вывод: в почве, содержащей соль, растение практически не растет.
Опыт 3. «Выращивание кристаллов» Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды, засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Но мы сделал и разные опыты. Опустили в воду ниточку с гаечкой, с бисером. Привязали нитки к карандашу так, чтобы они погрузились в раствор, но не касались дна. Взяли ещё две баночки, нитку, блюдце. В обе баночки налили солёной воды. Поставили их на некотором расстоянии друг от друга, соединила ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна. В банках на поверхности образовалась белая плёночка, мы хотели его размешать. Но у нас ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах: тонкий и хрупкий. Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Гаечка покрылась кубиками соли, а над гаечкой образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у гаечки зонтик стал совсем большим.
В банки с насыщенным солёным раствором опустили предметы из различного материала
Посадили затравку на колечко из шерстяных ниток
Вот что у нас выросло через две недели
Эти кристаллы выросли на обыкновенных скрепках
Кристаллы можно увидеть под микроскопом
Поражает разнообразие причудливых форм и цветов кристаллов!
Пытливые исследователи соли
Опыт 4. «Соль растворяется в воде» Взяли два прозрачных стакана : один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее. Вывод : чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт 5. «Незамерзающая соль» Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.
Опыт 6. «Соль - чистящее средство» Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Из истории про соль В Древнем Риме караваны с солью называли – виа Солария, что означало «Соляной путь». Караваны с солью сопровождали отряды воинов, потому что соль была очень дорогая. На Руси соль добывали из рассолов которые выкачивали из недр. Впервые стали добывать соль в1037 году когда князь Святослав Олегович повелел в Новгороде взимать с каждой солеварни налог солью. Сейчас соль добывают в Средней Азии в озерах «Баскунчак», «Эльтон».
Пословицы Без соли невкусно, а без хлеба не сытно Недосол на столе, пересол на спине Хлеб-соль кушай, а нас не послушал Без соли – смех, а без хлеба - смерть Без соли, без хлеба – половина обеда Без соли хлебать - что немилого целовать Сколько не думай, а лучше хлеба и соли не придумаешь Хлеб-соль и разбойников смиряет За хлеб-соль не платят Хлеб да соль да обед пришел Хлеб-соль кушай, а правду слушай Солона рыба на своем блюде Добра соль, а переложишь - рот воротит Ешь, не соля – соль не своя Без соли и хлеб не естся
Цель Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей средствами изобретательной деятельности
Учебно-педагогические задачи Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека Развивать познавательные интересы детей в процессе изобретательной деятельности Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы; Познакомить детей с особенностями соли, её свойствами и качествами опытным путём Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении опытов Научить применять соль на практике Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему здоровью Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах
Тип проекта Исследовательский Творческий Познавательный Информационный Групповой Разновозрастный Долгосрочный Комплексный Интегрированный Игровой
Материально-техническое обеспечение Мини- лаборатория для исследовательской работы ( микроскоп, лупы, магнит, красители и т.д.) Яйца Набор разной соли Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Добыча соли», «Заготовки на зиму», «Лаборатория» Ёмкости для проведения опытов (пол-литровые банки, стаканы) Вода, чайные ложки Гуашь для покраски соли Творческая мастерская Аудио и видеосистемы Подбор литературы с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы) Набор открыток, иллюстраций, фотографий, видеофильмы о солёных озёрах Баскунчак, Соль- Илецк ( из семейного архива)
Информационное обеспечение Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004 Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003 Сикорук Л.Л. « Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996 Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007 Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007 Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998 Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006 Интернет
Мотивация к работе Личностный интерес детей, самореализация
Ожидаемый результат Появление интереса к исследованию природы Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действи- тельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л.С. Выготский
Диаграмма показателя уровня усвоения комплексной программы по разделу « Ребенок и окружающий мир» (высокий и средний уровень) за уч.год.
Выводы В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Радуга из цветной соли
Научили яйцо плавать!
Ромашковое поле из соленого теста
Декорирование цветной солью «Весна красна»
Подставки для пасхальных яиц из соленого теста
Статус исследовательского проекта Авторы разработчики: Воспитатели: Малова Л.М. Захарова С.В.
Участники проекта дети средней группы и их родители Время работы над проектом с 1сентября 2011 года по 10 апреля 2012 года Перспектива Расширение проекта с усложнением в старшей и подготовительной группах
Изучение соли невозможно провести даже за год! Спасибо за внимание. Желаем творческих успехов!