Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста
Система работы по профилактике речевых нарушений: создание предметно-развивающей среды; создание активной речевой среды.
Игры и упражнения направленные на: развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие слухового внимания, восприятия; развитие просодической стороны речи; развитие артикуляционного аппарата; уточнение звука или его вызывание по подражанию.
Пальчиковая гимнастика
Играем, пальцы развиваем
Кинезиологические упражнения
Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха. Нахождение и узнавание источников звука. Дифференциация звуков: по способу воспроизведения (Барабан – погремушка, «Хлопки – притопы»); по темпу («Дождик»); по силе звучания («Громко – тихо»); по длительности звучания («Дорожки»).
Дыхательные упражнения и игры «Одуванчик» Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах; надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри; сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении; дуть вверх, не давая упасть вниз ватке, воздушному шарику.
Дыхательная гимнастика Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м - м – м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос.
Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения В младшем дошкольном возрасте целесообразно использовать универсальные комплексы артикуляционных упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной форме.
«Окошко» Широко открыть рот (открыли окно), закрыть рот (закрыли окно).
«Заборчик» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы.
«Дудочка» С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты), чтобы играть на дудочке.
«Месим тесто» Улыбнуться, высунуть язык и пошлепать его губами: «пя – пя – пя …», затем покусать кончик языка зубами.
«Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до
Вкусное варенье Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Качели Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны, удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
«Киска сердится»
«Чашечка» Из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.
«Маляр» Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.
Спасибо за внимание!