Общая характеристика, распространённость и примеры нарушений авторского права. Меры наказания. Автор презентации : Суханова Л. В. I курс, педагогика.
Использование термина «пиратство» (англ. piracy) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году, позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lovers Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству». Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection»(в русском переводе – «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной»). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства. В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается, однако он употребляется в локальных нормативных актах, документах судов и специальной юридической литературе.
Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран. Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия : создание копии и её продажа ; создание копии и передача её кому - либо ещё ; в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.
Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые как правило не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии. Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер: Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений; Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата обязательный налог)). Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).
Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли ( продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках ), так и без ( распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках ). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат ( известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной у съёмочной группы ). Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений типов несанкционированных копий, распространяемых по Сети ( аббревиатуры, добавляемые к именам файлов ).
Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт - дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P- технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.
Нелегальное копирование и распространение программных продуктов на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения так называемые « кряки » ( от англ. to crack взламывать ), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные с встроенной защитой от нелегального использования. Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома отладчики, дизассемблеры, редакторы PE- заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п. Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров - производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями ( приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО с приобретением лицензий на него ).
Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD- приводов. Часто незаконные распространители ( особенно коммерческие ) выполняют дополнительно локализацию игры ( иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания ), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода. Также существует практика выпуска « пиратских сборников », то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции. Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.
В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая « чиповкой » ( от англ. chip микросхема, чип ) люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы ( мод - чипа ) кустарным способом ( или же самим владельцем приставки ). Модифицированные приставки называются « чипованными ». Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена ; зачастую также с неофициальным переводом. Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий.
Литературное пиратство было широко распространено в СССР под именем « Самиздат ». Люди самовольно тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, нарушая законы. В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет - библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.
Защита авторских прав осуществляется на основе действующего российского законодательства. Если закон «О защите авторских и смежных прав» определяет основные положения в вопросах определения авторского или смежного права, его объектов, видов нарушения этих прав, то Гражданский, Административный и Уголовный кодексы Российской Федерации определяют виды ответственности и меру наказания за нарушение авторских прав. За нарушение авторских прав может наступать гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Законодательство Российской Федерации определяет основания для наступления того или иного вида ответственности и определяет наказание за нарушение авторских прав и смежных прав. Видами наказания за нарушение авторских прав могут быть выплата компенсации, штраф, обязательные работы, лишение свободы. То или иное наказание определяется с учетом того, какому виду ответственности подлежит виновное лицо, а также в зависимости от тяжести нарушения авторских прав.