Педагог – психолог МСКОУ школы-интерната II вида 12 Азова Людмила Леонидовна Система психолого - педагогического сопровождения родителей учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната II вида
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П. Кащенко
Что помогает достигать положительных результатов в отношениях с родителями? Добровольность в сотрудничестве. Заинтересованность педагогов в решении семейных проблем. Уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагога и психолога. Конфиденциальность индивидуального общения с педагогом или психологом.
Слабослышащие дети неоднородны по своему составу. Это объясняется: - различной степенью и характером нарушения слуховой функции; -- сроками обучения в специальном детском саду, уровнем подготовленности к школьному обучению.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Задачи адаптационного периода: 1) помочь ребенку вжиться в учебную деятельность, в школьный коллектив (показать различие: школьник - не школьник); 2) ввести понятия оценки, самооценки и её различных критериев; 3) подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.
Тематика занятий «Школы молодого родителя»: - «Адаптация первоклассников к школьной жизни. Результаты психологического обследования учащихся». - «Психофизиологические особенности слабослышащих детей». - «Как правильно общаться со слабослышащим ребёнком». - «Динамика продвижения учащихся в своём развитии. Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей».
Родители и дети
При переходе в основную школу ученик сталкивается с трудностями адаптационного периода к условиям предметного обучения: - - возрастает учебная нагрузка; - детям необходимо привыкнуть к требованиям, манере преподавания разных учителей, к классному руководителю и воспитателю; --- дети вступают в подростковый возраст, главными новообразованиями которого являются стремление к взрослости и потребность в общении со сверстниками.
В течение года педагогом-психологом проводятся групповые и индивидуальные консультации с родителями учащихся 5 – 7 классов на темы: - «Особенности адаптационного периода при переходе в основную школу» - «Результаты психологического обследования учащихся» - «Особенности подросткового возраста» - «Стрессы в школьной жизни» - «Бесконфликтное общение с подростком» Главная цель консультаций – повышение психологической грамотности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
Проект «Мой личный герб», «Герб класса»
Психолого - педагогическое сопровождение участников образовательного процесса Работа Совета профилактики Организация работы школьного психолого – медико – педагогического консилиума
Целенаправленное психолого – педагогическое сопровождение родителей способствует оптимизации детско-родительских отношений, преодолению субъективизма в оценке возможностей ребёнка, построению совместной программы действий, направленной на развитие определённых качеств ребёнка или на устранение выявленных трудностей и недостатков. Выстраивание отношений сотрудничества педагогов, психолога и родителей в решении проблем ребёнка способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав.