Поддержка психологов В рамках проекта «Повышение эффективности работы женщин-социальных работников в регионах, пострадавших от стихийных бедствий и других ЧС»
Британская Ассоциация Консультирования и Психотерапии С 2009 года становится обязательным членство специалистов по психологическому консультированию при этой организации.
Основные требования к деятельности психологов определяются следующими положениями(Этические рекомендации): Доверие Независимость клиента Нацеленность на благополучие клиента Непричинение вреда клиенту Справедливость в оказании консультационных услуг Уважение к себе как к специалисту
Главная задача психолога – насколько возможно внимательно оценить ситуацию, учитывая все факторы и аспекты, и, в разумных пределах нести ответственность за свое решение
Критерии, по которым оценивается рекомендуемое количество часов работы в неделю (норма~20 часов в неделю) 1. Практический опыт специалиста 2. сложность работы 3. разнообразие клиентов 4. степень уязвимости клиентов 5. работа с группами риска 6. сила эмоциональной связи специалиста с клиентом 7. компетентность специалиста в терапии 8. объем проводимой со специалистом супервизии и ее качество 9. доступность поддержки другого специалиста 10. поддержка со стороны администрации 11. уровень стресса специалиста
Подготовка персонала к работе в центре социальной помощи и консультации Набор всех желающих с последующим собеседованием и отбором наиболее подходящих кандидатур. Выявление личностных черт и профессиональных качеств новичков, организация занятий по введению в специальность. Распределение социальных ролей и обязанностей Курс первичной подготовки Ежемесячные тренинги и семинары Развитие положительной мотивации, формирование серьезного отношения к делу Выявление степени подготовки персонала к профессиональной деятельности
Центр социальной помощи и консультации – основные методы эффективной деятельности Сотрудничество с местными властями Четкое распределение социальных ролей и обязанностей персонала Регулярный контроль эффективной деятельности персонала, систематическая психологическая поддержка специалистов. Четкое разделение всех имеющихся методов социальной поддержки на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Развитие партнерских отношений с другими службами социальной помощи и психологической консультации.
Центр социальной помощи и консультации – основные методы эффективной деятельности Сотрудничество с местными властями Четкое распределение социальных ролей и обязанностей персонала Регулярный контроль эффективной деятельности персонала, систематическая психологическая поддержка специалистов. Четкое разделение всех имеющихся методов социальной поддержки на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Развитие партнерских отношений с другими службами социальной помощи и психологической консультации.
Для эффективной работы сотрудников необходимо: Планирование рабочего времени, создание благоприятных условий для работы, четкое распределение обязанностей Обеспечение персонала материальными, транспортными и другими ресурсами, необходимыми для успешной работы Оказание помощи специалистам, пострадавшим от стресса, вызванного работой в экстремальных условиях: реабилитация, психологическая поддержка и консультирование (супервизия, тренинги, семинары. минимальная регулярность – 1,5 часа занятий ежемесячно).
СУПЕРВИЗИЯ Супервизия – способ поддерживать качество оказываемой психологической помощи на уровне и метод, призванный расширить познания специалиста.
При выборе супервизора, специалист должен: Оценить собственную квалификацию (от новичка до очень опытного специалиста) Определиться с основным направлением терапии Учитывать подходы, методики и теории, которым следует сам Если психолог закреплен за какой-то организацией, то она может предоставлять ему своих супервизоров
Согласно британским исследованиям, статистика клиентов у психологов, регулярно проходящих супервизию, отличается положительной динамикой
Виды супервизии Один-на-один (супервизор- психолог) Один-на-один(взаимная спуервизия) Групповая супервизия Совет (несколько специалистов проводят супервизию друг у друга)
В месяц специалист должен получать супервизию не менее 1,5 часов.
Объем необходимой супервизии зависит от: Объема работы у специалиста Эмоциональной тяжести случаев (от удвоения часов до ежедневной супервизии) Сложности работы Стажа работы и опытности специалиста Целей профессионального развития Индивидуальных сложностей Других обстоятельств
Обучение сотрудников Специализированные университетские курсы для обучения социальных работников планированию действий в ЧС и работе по ликвидации последствий ЧС
Спасибо за внимание