Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС Педагог-психолог МБОУ гимназия 5 Апаницына Елена Анатольевна
Сопровождение Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога – психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Объектом выступает обучение и психологическое развитие ребёнка в ситуации школьного взаимодействия.
предметом сопровождения являются - социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи:систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально- психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Компоненты сопроождения 1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития. 2. Создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. 3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Направления работы Диагностическая Коррекционно- развивающая Психопрофилакическая
Направления деятельности с педагогами и родителями Консультирование Психологическое просвещение Прогнозирование Экспертиза
Новая зона ответственности учителя: в зону ответственности учителя попадают новые трудовые функции: обучать и воспитывать детей с учётом их психолого- физиологических особенностей в рамках ФГОС.
В сотрудничестве с психологом Уметь проводить психологическую и педагогическую диагностику. Анализировать результаты. Проектировать учебный процесс исходя из результатов диагностики и особенностей класса. Уметь различать зону ближайшего и зону актуального развития. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты исходя из полученной информации.
План работы психолога по сопровождению учащихся 1 этап. Поступление ребёнка в школу. Входная диагностика. Групповая экспресс диагностика (по Семаго) 2 этап. Первичная адаптация детей к школе. диагностика уровня адаптации. проведение консультаций групповых и индивидуальных с педагогами и учителями; Организация психолого-педагогической поддержки школьников ( в рамках внеурочной работы)
3 этап. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа осуществляется во втором полугодии. углубленная диагностика детей группы риска испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. консультирование родителей и педагогов по выявленным проблемам. организация помощи детям.(групповая, индивидуальная психо-коррекционая работа) аналитическая работа и корректировка учебных и коррекционно-развивающих программ.
Диагностический минимум уровень готовности к школе; уровень прохождения адаптации; уровень сформированности познавательных процессов; психо-эмоциональное состояние школьника. уровень самооценки.
Психопрофилактическая и развивающая работа Проведение развивающих занятий в рамках внеурочной деятельности в первых и вторых классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа «Я в мире других» (Николаева.) Программа «Тропинка к своему Я»(Хухлаева.)
Диагностика готовности первоклассников к школьному обучению. (Методика Семаго)
Результаты диагностики уровня адаптации к школе (проективная методика «Школа зверей»)
Спасибо за внимание