Трудности адаптации молодого специалиста педагога-психолога на рабочем месте в ОУ
Адаптация это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: -адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; -адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; -изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. (Психологический словарь).
SOS ПРОБЛЕМЫ SOS Формирование статуса педагога-психолога (Установление взаимоотношений ) Профессиональная компетентность Структурирование деятельности
- Самопрезентация - Границы личные - Границы деятельности - Ожидания ваши и от вас Риски: Переход к администрированию. Впечатления и суждения по первым профессиональным действиям. Формирование статуса педагога-психолога (Установление взаимоотношений ) - Не складывается общение «… статус независимого эксперта, прогнозирующего развитие психолого-педагогической ситуации и возможные пути воздействия на нее; но окончательное решение, ответственность и моральное удовлетворение от положительного результата все-таки оставались за теми, кто непосредственно каждодневно решающим образом влияет на детей всем потенциалом своей личности». Красило А.И., Новгородцева А.М.
«За что браться?» информацию 1. Собирать информацию со всех источников. проблему 2. Переформулировать запрос в проблему. Структурирование деятельности запрос(ы). 1. Определить запрос(ы). Делатьполучается 2. Делать то, что лучше всего получается. «Как начать?» «Правильно ли я делаю?» цель Да! Если поставил цель, определил задачи и предполагаешь результат. «Почему я это делаю?» Ответ: см. Нормативно-правовую документацию педагога-психолога. «Должен ли я решить все за всех?» «Работа психолога не подменяет работу учителей, родителей, а вносит в нее слаженность, сознательность, понимание причин неудач и результатов принимаемых решений.»
«… затраты практическим психологом массы времени и сил на получение результатов, которые не только непонятны учителям, но и не связаны в сознании самого специалиста с какими бы то ни было реальными учебно- воспитательными проблемами, в результате чего он начинает скрываться от коллег, боится вступать с ними в контакт и, если можно так сказать, переходит на «нелегальные формы работы» с бумагами…» Риски
Профессиональная компетентность Если не уверен в своих силах? - Периодические издания - Методисты ОМЦ - Коллеги из других ОУ - Сообщество психологов на портале eois.mskobr.ru - КПК - Постдипломные стажировки + ПРАКТИКА, ПРАКТИКА, ПРАКТИКА! «Не ошибается тот, кто ничего не делает». «Не может ничего сделать тот, кто боится признаться себе в этом» В помощь: Риски
Таким образом: Задачи адаптации: регулирование практических запросов педагогического коллектива можно считать не только неизбежной, но и одной из самых актуальных и первоочередных задач адаптации специалиста. изучение неформализованной структуры педагогического коллектива и установление на этой основе продуктивных взаимоотношений с наиболее активной и творческой группой учителей без провоцирования конфликта с пассивными или критически настроенными учителями. «Все задачи адаптационного периода тесно связаны с решением центральной проблемы установлением статуса независимого эксперта, который только и может обеспечить необходимые социально-психологические условия эффективной работы психологической службы.» Красило А.И., Новгородцева А.М.