Профориентационная работа школьного психолога. Цель: помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора.
Деятельность психолога: Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности; Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности; Определение социальных установок и помощь в их формировании; Определение социальных установок и помощь в их формировании; Определение мотивации выбора и её структуры; Определение мотивации выбора и её структуры; Формирование готовности к самоанализу и самооценке; Формирование готовности к самоанализу и самооценке; Осуществление профподбора; Осуществление профподбора; Определение степени соответствия «профиля » профессиональных требований. Определение степени соответствия «профиля » профессиональных требований.
Формы работы: Индивидуальная беседа с учащимся. Анкетирование. Практическая работа. Профессиональная консультация. Профориентационные игры.
Схема индивидуальной беседы. I. Интересы. II. Профессиональные намерения учащегося. III. Склонности. IV. Способности. V. Личные качества. VI. Готовность к выбору профессионального пути. VII. Советы и рекомендации по подготовке к выбору профессионального пути.
Тест Д. Голланда по определению типа личности. 1 а) Инженер – техник б) инженер – контролёр 2 а) вязальщик б) санитарный врач 3 а) повар б) наборщик 4 а) фотограф б) заведующий магазином 5 а) чертёжник б) дизайнер 6 а) философ б) психиатр 7 а) учёный-алхимик б) бухгалтер 8 а) редактор научного журнала б) адвокат 9 а) лингвист б) переводчик художественно й литературы 10 а) педиатр б) статистик 11 а) организатор воспитательной работы б) председатель профсоюза 12 а) спортивный врач б) фельетонист
13 а) нотариус б) снабженец 14 а) перфоратор б) карикатурист 15 а) политический деятель б) писатель 16 а) садовник б) метеоролог 17 а) водитель автобуса б) медсестра 18 а) инженер- электрик б) секретарь- машинистка 19 а) маляр б) художник по металлу 20 а) биолог б) главный врач 21 а) телеоператор б) режиссёр 22 а) гидролог б) ревизор 23 а) зоолог б) зоотехник 24 а) математик б) архитектор 25 а) продавец б) счетовод 26 а) учитель б) руководитель организации 27 а) воспитатель б) художник по керамике 28 а) экономист б) заведующий отделом
Практическая работа Составьте таблицу и отметьте в ней, кто и какое влияние оказывает на ваш выбор профессии и кто для вас является идеалом работника-профессионала. Оказывают влияние на выбор профессии Степень влияния на выбор профессии (по пятибалльной шкале) Ваш идеал (по пятибалльной шкале) Родители Родственники Учителя Друзья Члены производственного коллектива Литературные герои, герои кинофильмов, телепередач Кто-то ещё
Профессиональная консультация Первичная Углублённая Первичная Углублённая формирование воздействие формирование воздействие профплана на учащихся профплана на учащихся оптанта в целях оптанта в целях профориентации профориентации и развития и развития личности личности
Игра «Угадай профессию» Цель: помочь будущему выпускнику расширить кругозор в мире профессий. Участники: ведущий, 2 команды по 9-11 человек. Конкурсы: «Разминка», «Профсловарь», «Кто что делает?», «Конкурс пословиц». Основные требования: активность и внимательность учеников.