СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА Лучевникова Т.А., учитель экономики МОУ «Гимназия 1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области», 2010 г.
Задачи урока сформировать представление о спросе и предложении, познакомиться с законами спроса и предложения, раскрыть связь между предложением, спросом и равновесной ценой; совершенствовать понятийный аппарат (экономический): спрос, величина спроса, закон спроса, неценовые факторы спроса, выручка; закрепить умения и навыки применять полученные знания в конкретных ситуациях (моделирование ситуации изменения спроса, решения практических задач).
СПРОС – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. ВЕЛИЧИНА СПРОСА – количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного промежутка времени. СПРОС (demand, D)
Q P D График спроса P – price - цена Q – quantity - количество D – demand - спрос Цена (руб.) Р Величина спроса (шт.) Q Шкала спроса
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести, от цен на этот товар. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – количество товара, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже по данной цене в течение определенного промежутка времени. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (supply, S)
Зависимость между ценой и величиной предложения Цена, руб. Величина предложения, шт
D P Q Закон спроса гласит: потребитель приобретет тем больше товара, чем ниже его рыночная цена...при прочих равных условиях Кривая спроса позволяет ответить на вопросы: - Какова будет величина спроса при разных уровнях цен? - Как изменится величина спроса при изменении цены? р1 р2 q1 q2
S P Q Закон предложения гласит: предложение товара тем больше, чем выше цена на него...при прочих равных условиях Зависимость между ценой и количеством товаров – прямая. График имеет вид восходящей кривой (прямой) Q = f (P) А В
Правила групповой деятельности В обсуждении и проработке текста принимают участие все члены команды. Озвучивают результаты два человека. Остальным членам команды можно вносить дополнения. Время выступления 2 минуты. Команда должна определить трех человек, принесших наибольшую пользу делу. Им будут выставлены оценки, оставшиеся получают бонусы, которые можно реализовать на следующем уроке. Удачи в работе!
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС Ценовые факторы изменение цены при неизменности других факторов определяют величину спроса Неценовые факторы изменение других факторов при неизменной цене определяют функцию спроса Зависимость спроса от цены называется функцией спроса Qd=f(P), а её график называется кривой спроса.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ I D Доходы покупателей Pb Dd Цены на дополняющие товары H D Вкусы и предпочтения покупателей E D Ожидание изменения цен Pz Da Цены на товары заменители К D Число покупателей
0 Q P DIDI D II D Факторы изменения спроса P (детерминанты спроса) 1. Уровень дохода покупателей. 2. Вкусы и предпочтения потребителей. 3. Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. 4. Ожидание изменения доходов и цен. 5. Изменение числа покупателей.
Факторы, влияющие на предложение: Цены на производственные ресурсы Уровень технологии Налоги и субсидии государства Степень конкуренции Цены альтернативных товаров Ожидаемое изменение цены на товар в будущем
Изменение предложения (в целом) Q А В Р S 1 S 2 S 3 Q s = f (P, Pr, E, T, V etc)
Л ИПСИЦ И.В. Э КОНОМИКА. Б АЗОВЫЙ КУРС : УЧЕБНИК ДЛЯ 10,11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖД. – 8- Е ИЗД. – М.: ВИТА-ПРЕСС, – 272 С. М ЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ И ВУЗОВ : П РОГРАММЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЯ /П ОД. ОБЩ. РЕД. Л.С. Г РЕБНЕВА. – М.: ГУ-ВШЭ, – 376 С. Никулина И.Н. Экономическая теория: Пособие для семинарских занятий. – В 2-х ч. Ч.1. Микроэкономика. – М.:ГУ-ВШЭ, – 95 с. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, – 572 с Используемые материалы