Пенсионная реформа и управление системой социального обеспечения в Словацкой Республике Турин, июнь 2006 Mária Svoreňová
Обязательное пенсионное страхование 1. Уровень Финансируемый распределительный Агентство социального страхования (SIA) собирает взносы и выплачивает пенсии Регулируется законом 461/2003, Сборник законов по социальному страхованию 2. Уровень Сбережения на личных счетах в компаниях, управляющих пенсионными фондами (PFMC) АСС (SIA) производит сбор взносов в пенсионные фонды Пенсии выплачиваются страховой компанией и УК (PFMC) Регулируется законом 43/2004, Сборник законов по накопительному пенсионному обеспечению в старости
Цели реформирования системы пенсионного страхования Финансовая устойчивость программ Мера против старения населения Сократить численность пенсионеров Предоставлять более достойные по размерам пенсии Ввести принцип справедливой ставки замещения Равные права у женщин и мужчин в одной пенсионной программе Повысить уровень занятости среди пожилых
Требования и ожидания профсоюзов Защита сильной и устойчивой распределительной системы пенсионного обеспечения Введение калькуляции размера пенсии в зависимости от зарплаты С сильным компонентом солидарности Предоставление минимальных пенсий трудящимся с низким доходом Постепенное увеличение пенсионного возрастного ценза для женщин и Уход на пенсию женщин и мужчин в 60-летнем возрасте Трудоустройство лиц предпенсионного возраста Выполнять требования пенсионеров и застрахованных, входящих в пенсионную программу (пособия по нетрудоспособности, размер пенсии и пр.) Социальный диалог по вопросу реформирования многоуровневой пенсионной системы
Иная калькуляция размера пенсии Возможность преждевременного ухода на пенсию Возможность получать пенсию по старости и заниматься оплачиваемым трудом или быть самозанятым работником Одинаковые условия пенсионного обеспечения для вдов и вдовцов Отмена обязательного минимального дохода пенсионеров Повышение пенсионного возрастного ценза Изменения в пенсионных программах
Отрицательные последствия пенсионной реформы Финансовая стабильность системы страхования пенсии по старости нарушена вследствие передачи 9% взносов на второй накопительный уровень Дефицит распределительной пенсионной системы значительно увеличится Многоуровневая реформа приведет к превышению бюджетного дефицита в свете Пакта стабильности и роста ЕС: допускается лишь 3% бюджетного дефицита Фондовый рынок недостаточно развит, и пенсионным фондам трудно разместить свои активы Денежный дефицит приведет к снижению индексации пенсий Второй уровень не может устранить прогнозируемые демографические проблемы Для защиты пожилых людей от бедности необходимы пособия, не привязанные к взносам Нормы, определенные Конвенцией МОТ 102 по пенсионному обеспечению по старости, станут невыполнимыми
Пенсионный возраст женщин повышается с до 62 женщины, родившиеся в уйдут на пенсию в 62-летнем возрасте в бездетные один ребенок двое детей детей и более детей Пенсионный возраст мужчин увеличивается с 60 до 62 Все мужчины, родившиеся в 1946 и далее, будут уходить на пенсию в 62-летнем возрасте, начиная с 2008 г. Ежегодное увеличение пенсионного возраста на 9 месяцев с 2004 г.
Страховые пенсионные взносы Тип Плательщики Взносы в % страхования Только 1 ур.1-ый ур. 2-ой ур. Работодатель Работник 4 4 Пенсия по старости Самозанятый Добровольные стр Государство АСС (SIA) Работодатель 3 Пенсия по Работник3 нетрудоспособностиСамозанятый 6 Добровольные стр. 6 Государство 6 _______________________________________________________________________ Пенсионное страхование – Всего24 _______________________________________________________________________ Работодатель 4,75 Резервный Самозанятый4,75 ФондДобровольные стр.4,75 Солидарности Государство 2
Получатели пенсий в ЕС, 2003 Источник: Eurostat
Структура населения в Словакии, 1990 и 2002
Эволюция видов пенсий (по количеству), 2002, 2003, 2004 и 2005 Источник: Агентство социального страхования Пенсии по старости Пенсии вдовам Преждевременный уход на пенсию Пенсии вдовцам Пенсия по утрате трудоспособности Пенсии сиротам
Число пенсий по старости в зависимости от из размера, 2003 и 2004 Источник: Агентство социального страхования
Число пенсий по старости с разбивкой по их размеру и гендерным группам Источник: Агентство социального страхования Мужч. Женщ. Мужч. Женщ.
Число вкладчиков во 2-ой уровень системы, Источник: Агентство социального страхования Застр. Перев.
Численность вкладчиков во 2-ой уровень системы по возрастным группам, на 1 мая 2005 г. Источник: Институт финансовой политики
Рыночные доли активов управляющих компаний (PFMC) Источник: MLSAF
Доходы и расходы SIA на пенсии по старости, Источник: Агентство социального страхования Бюджет Предпол. бюджет Предлож. Прогноз Доходырасходы
Уровень занятости среди летних, ЕС-25, , в % Источник: Eurostat
Ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении по полу, EС-25, 2002 Источник: Eurostat
Агентство социального страхования (SIA) Государственная организация, созданная для выполнения функций социального страхования SIA – это связующее звено между соответствующими учреждениями и получателями пособий и между соответствующими учреждениями стран-членов ЕС SIA – это юридическое лицо, штаб-квартира зарегистрирована и размещается в Братиславе Имеет подразделения на всей территории Словакии
Агентство социального страхования (SIA) Единственное учреждение управляющее: Пенсионным страхованием (включает пенсию по старости и утрате трудоспособности), страхование на случай болезни, страхование на случай трудового травматизма, страхование на случай безработицы, Страхование на случай нарушения обязательств, Резервный фонд солидарности Передача взносов в пенсионные фонды (2-ой уровень).
Органы Агентства социального страхования Наблюдательный совет Правление Директора отделений
Наблюдательный совет SIA Трехсторонний орган управления В составе 15 членов: -5 членов назначается профсоюзами и группами по общественным интересам, представляющими получателей пенсионных пособий, -5 членов назначается ассоциациями работодателей, и -4 – правительством.
Члены Наблюдательного совета представляющие профсоюзы и группы по общественным интересам: - Два члена назначаются Конфедерацией профсоюзов Словацкой Республики – KOZ SR (представляет трудящихся - плательщиков взносов), - Один член назначается Союзом словацких пенсионеров (представляет пенсионеров – получателей пенсий по старости), - Один член назначается Союзом словацких инвалидов (представляет пенсионеров – получателей пенсий по утрате трудоспособности), - Один член назначается Словацким гуманитарным советом (представляет НПО, занимающиеся социальными вопросами)
Члены Наблюдательного совета Представляющие ассоциации работодателей: -Три члена представляют AZZZ (Федерацию ассоциаций работодателей Словацкой Республики) -Два члена представляют RUZ (Республиканский Союз работодателей).
Члены Наблюдательного совета Четыре члена назначаются правительством. Председателем Наблюдательного совета является министр труда, социальных дел и семьи. Члены Наблюдательного совета, за исключением Председателя, избираются и отзываются Национальным советом Словацкой Республики (законодатель). Срок службы в Наблюдательном совете: 5 лет
Полномочия Наблюдательного совета Осуществляет контроль над тем, как SIA управляет всеми страховыми фондами Проверяет соответствие ее деятельности Закону о социальном страховании и прочим обязательным подзаконным актам Рассматривает проект финансовой отчетности SIA, ежегодные отчеты Требует, чтобы Правление принимало меры устранения выявленных отклонений Утверждает размеры зарплаты и вознаграждений членам Правления Составляет отчет о проверке деятельности SIA
Правление SIA Состоит из 5 членов: - Председатель Правления и 2 заместителя председателя назначаются министерством труда, соц.дел и семьи, - 1 член – представительными ассоциациями профсоюзов и групп по общественным интересам - 1 член - представительными ассоциациями работодателей
Правление SIA Члены Правления назначаются и отзываются правительством СР, срок их службы составляет 5 лет Члены правления не могут заменять друг друга в ходе исполнения своих обязанностей Осуществляет контроль над деятельностью SIA Утверждает годовой отчет SIA и представляет его Наблюдательному совету
Компетенции Правления Рассматривает проект бюджета SIA с прогнозом развития на последующие годы и финансовую отчетность SIA Утверждает устав SIA, организационные правила, распорядок трудовой деятельности, правила оплаты, правила проверки, правила финансирования и хозяйственного управления и свои собственные правила процедуры Назначает и увольняет управленческий персонал в штаб-квартире SIA и директоров отделений SIA
Заключение Хорошее управление системой социального обеспечения требует социального диалога и консенсуса всех сторон (правительство, профсоюзы и работодатели) Все партнеры несут ответственность за формирование доверия граждан к учреждениям социального обеспечения Члены Наблюдательного совета и члены Правления должны сотрудничать со специалистами по пенсионным вопросам и знать о том, какова их роль в организации
Благодарю за внимание!