Коммерциализация результатов научно- технической деятельности – пути и формы Агентство по развитию инновационного предпринимательства Желтов В.А. – к.т.н., доцент кафедры «Юридическая защита прав производителей» РХТУ им. Д.И. Менделеева, советник генерального директора Агентства по развитию инновационного предпринимательства
Коммерциализация РНТД Повестка дня на сегодня: 1.Что значит коммерциализовать РНТД и как это сделать? 2. Что требуется для развития частно- государственного партнерства (ЧГП)? Венчурный капитал? Интеллектуальная собственность? Подготовка бизнес-плана? Технопарки? Инкубаторы? Рынки капитала? Налоговые стимулы? Субсидии? Гранты? 3. С чего начать? Решения и приоритеты
Коммерциализация РНТД Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. «Руководство Фраскати» «НАЙТИ ПОТРЕБНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРИТЬ ЕЕ…» М.СМОЛЛ (1953г.)
Коммерциализация РНТД НАУКА «Наука – превращение денег в знания» В. Котельников ИЗОБРЕТЕНИЕ ЭТО НОВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ, ОХРАНЯЕМОЕ ЗАКОНОМ НОВШЕСТВО ЭТО ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ ДО ЕЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЭТО ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВ И НОВШЕСТВ С ЦЕЛЬЮ ВЫХОДА НА РЫНОК ИННОВАЦИЯ «Инновация – превращение знаний в деньги» В. Котельников
Коммерциализация РНТД Факторы образования прибыли Разница в ценахИнновации Новые процессы и продукты Новые рынки Новые организационные структуры, финансовые инструменты Интенсификация труда
Коммерциализация РНТД УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЕНИЕ ОХРАНОСПОСОБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И ОХРАНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ –ПАТЕНТЫ –ТОРГОВЫЕ МАРКИ –АВТОРСКИЕ ПРАВА –НОУ-ХАУ ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ИС) ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИС КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИС ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Коммерциализация РНТД
Респонденты 1.Ученые и изобретатели (Ученые), 2.Представители организаций, осуществляющих поддержку инновационного бизнеса - государственная инфраструктура поддержки, общественные организации (фонды, ассоциации, союзы и т.п.), образовательные учреждения, консалтинговые компании (Посредники), 3.Покупатели инновационного продукта/технологии: бизнес- ангелы, венчурные фонды, финансовые институты (Покупатели), 4.Представители организации, внедряющие инновационные продукты/ технологии (Пользователи) 5.Студенты и слушатели программ по инновационному и/или технологическому менеджменту (Студенты)
Инфраструктура (система) поддержки малого инновационного предпринимательства города Москвы Малые инновационные предприятия Общая координация деятельности организаций инфраструктуры Имущественная поддержка Консультационная поддержка Информационная поддержка Кадровая поддержка Финансовая поддержка Маркетинговая поддержка Центры развития предпринимательства административных округов Система межрегиональных маркетинговых центров Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно- технической сфере города Москвы Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности Высшие учебные заведения Бизнес- инкубаторы Технопарки Деловые центры Территориальные агентства Департамента имущества г. Москвы Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства Информационные ресурсы системы поддержки малого бизнеса Учебные центры профессиональн ой переподготовки Международный центр деловых контактов « Дельконт » Технико-внедренческие зоны Фонд содействия кредитованию малых предприятий Промышленные предприятия Информационные ресурсы организаций, работающих в инновационной сфере СМИ Экспертный совет по вопросам инновационной деятельности малых предприятий Общественные объединения предпринимателей в инновационной сфере Московский центр развития предпринимательства Головная организация инновационной инфраструктуры Агентство по развитию инновационного предпринимательства Головная организация инновационной инфраструктуры Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Стадии развития инновационного бизнеса Денежный поток (cash flow) I-SeedII– Start up III–Early stage IV– DevelopmentV- Exit Время (Т)
Компетенции команды разработчиков 1. Уметь делать экономические расчеты бюджетов проектов с учетом рисков 2. Обладать навыками распределять необходимые функции между людьми в команде Иметь опыт рассчитывать стоимость своего изобретения в реальных ценах рынка Уметь отстаивать свои интересы и защищать свое мнение на переговорах Уметь коммуницировать с людьми эффективно для себя Уметь «договариваться» 3. Уметь четко формулировать задачи и цели деятельности организации Уметь видеть будущее применение/альтернативное своего изобретения Быть готовым к изменениям с учетом накопления управленческого опыта Защита (отстаивание прав) интеллектуальной собственности
Функции Агентства по развитию инновационного предпринимательства Осуществление координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере; Проведение мероприятий с участием малых инновационных предприятий, потенциальных инвесторов и потенциальных потребителей инновационной продукции; Осуществление мероприятий по развитию системы имущественной поддержки, привлечению малых инновационных предприятий в действующие и создаваемые технопарки, созданию системы контроля и координации работы технопарков; Организация работы по отбору и финансированию инновационных проектов малых предприятий (организация приема и рассмотрение заявок, организация проведения экспертизы, подготовка заявок для рассмотрения на комиссии); Обеспечение деятельности Научно-технического совета для проведения комплексной экспертизы инновационных проектов субъектов малого предпринимательства;
Функции Агентства по развитию инновационного предпринимательства (продолжение) Организация и проведение отбора инновационных проектов малых предприятий, с целью выявления наиболее перспективных разработок для продвижения и внедрения; Организация работы с государственными заказчиками по выявлению потребностей города в разработках малых инновационных предприятий; Оказание консалтинговых и других услуг малым предприятиям; Осуществление информационного обмена между организациями, вошедшими в инновационную инфраструктуру; Выработка согласованных позиций по принципиальным вопросам, имеющих значение для развития малого инновационного предпринимательства в городе Обеспечение координации организаций, работающих в сфере поддержки и развития инноваций, включая венчурные фонды и иные финансовые институты
Формы государственной поддержки целевые бюджетные субсидии для оплаты затрат на выполнение инновационных проектов субъектов малого предпринимательства (250,00 – 500,00 т.руб) на конкурсной основе; целевые бюджетные субсидии для оплаты затрат инновационных предприятий на патентно-лицензионную работу и защиту ИС (до 500,00 и до 1 млн.руб) на конкурсной основе; целевые бюджетные субсидии для оплаты затрат субъектов малого предпринимательства на участие в мероприятиях по продвижению инновационной продукции (выставки, ярмарки, конференции) (до 250 т.руб) на конкурсной основе; целевые бюджетные субсидии для оплаты капитальных затрат субъектов малого предпринимательства по приоритетным направлениям (до 2.5 млн.руб) на конкурсной основе; финансовая поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства (до 250т.руб); финансовая поддержка молодёжного предпринимательства (до 750т.руб); компенсации снижения процентной ставки по банковскому кредиту; компенсация затрат по договорам финансовой аренды; выдача гарантийного обязательства по банковскому кредиту; имущественная поддержка; подготовка кадров и другие виды помощи
Инновационная среда и качество образования Новые стратегии в развитии инновационного образования Новые задачи Университета в области инновационного образования Трансформация учебной компоненты (новые учебные курсы, программы, специализации) Создание учебно-научно-инновационной системы («инновационного кластера»)
Роль инновационной политики Университета в формировании эффективной среды обучения Развитие в Университете устойчивых мировых тенденций по расширению инновационной деятельности в рамках университетов («третья задача» университетов) Поиск механизмов подлинного взаимодействия университетской науки, образования и инновационных процессов Создание условий для формирования у студентов навыков практического использования результатов научных исследований (в т.ч. и в действующих компаниях) Эффективное развитие новых элементов инновационной инфраструктуры Университета Реализация концепции непрерывного образования Развитие консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства
Благодарю за внимание! В О П Р О С Ы? Связаться можно: по телефону: +7 (495) по электронной почте: