Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области Анализ результатов ЕГЭ по химии 2010 (окружной семинар учителей химии) Тулупова Т.А. учитель химии МОУ Дубово-Уметской СОШ «ОЦ»
Результаты ЕГЭ 2010 Граница минимального балла -33 тестовых балла (12 первичных баллов) Уровни оценивания: неудовлетворительный – 0–32 / 0–11; удовлетворительный – 33–56 / 12–35; хороший – 57–77 / 36–57; отличный –78–100 / 58–66. Число участников-77067; из городских школ-71,6%; из сельских школ-28,4% Не преодолели границу-6,4% (4932 чел.) Удовлетворительные знания-44,6% (34372 чел.), Хорошие знания– 41,4% (31906 чел.), Отличные знания – 7,6% (5857 чел), 242 человека (0,36%) баллов.
Самарская область Число учащихся человек Средний балл -58,2 100 баллов – 8 учащихся 24 учащихся - свыше 90 баллов Поволжское управление Число учащихся - 56 (44+12) Средний балл – 59 Новокуйбышевск-60 Волжский район- 56 Максимальный балл - 91 (Новокуйбышевск)
Новокуйбышевск ШколаЧисло учащихсяСредний баллРейтинг Школа 8 374,671 Гимназия Школа 7 970,673 Школа 3 564,64 Школа ,475 Школа 4 351,676 Школа Лучший результат - 91 балл Некрасова Надежда школа 7 учитель: Редкозубова Наталья Геннадьевна Мартынов Илья – школа 8 учитель: Гербик Марина Александровна
Блок А Западающие темы А26Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов. 40,48% А14Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология. 54,76% А21Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. 54,76% А5Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. 57,14%
Блок В Западающие темы В4Гидролиз солей. 36,90% В1Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений. 58,33% В2Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. 59,52% В6Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. 59,52% В9Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. 59,52%
Блок С Западающие темы С4Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. 30,36% С3Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. 32,38% С2Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 40,48%
Волжский район ШколаЧисло учащихсяСредний баллРейтинг Просветская 1681 Черновская 259,52 Смышляевская Дубово- Уметская 355,674 Курумоченская 2555 Рощинская 252,56 Лучший результат: 68 баллов - Журавлева И. Смышляевская школа 1 (учитель - Люкшина Н.А.)
Блок А Западающие темы А21Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. 38,46% А9Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. 46,15% А12Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). 46,15% А26Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов. 46,15% А27Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений. 46,15%
Блок В Западающие темы В1Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений. 46,15% В6Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. 46,15% В5Характерные химические свойства неорганических веществ: простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа; простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; оксидов: основных, амфотерных, кислотных; оснований и амфотерных гидроксидов; кислот; солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). 50,00% В7Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола; альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. 50,00%
Блок С Западающие темы С4Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. 15,38% С3Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. 18,46% С5Нахождение молекулярной формулы вещества. 19,23% С2Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 34,62%
Западающие темы
Химическая связь (А 4) Ошибки: полярность связи; понятие о типах связи в органических веществах
Степень окисления (А 4, В 2) Ошибки: определение степени окисления в 4-х элементных соединениях; не учитывался заряд иона
Кристаллические решетки (А 5) Ионную кристаллическую решетку имеет: 1)Хлор 2)хлорид цезия 3)хлорид фосфора (III) 4)оксид углерода (II) Ошибки: определение типа кристаллической решетки у предложенных веществ
Свойства простых веществ и неорганических соединений (А 9) Ошибки: не используют ряд активности металлов; свойства амфотерных металлов Общим свойством меди и железа является их способность растворяться в: 1)воде 2) серной кислоте (разб.) 3) растворе щелочи 4)азотной кислоте (разб.) Ошибки: незнание особых свойств азотной кислоты
Химические свойства неорганических веществ (А 12) Химическая реакция возможна между 1)Zn и CuCl 2 2) Fe и MgSO 4 3) NaOH и K 3 PO 4 4) HCl и Ba(NO 3 ) 2 Ошибки: незнание свойства металлов –взаимодействие с солями менее активных металлов
Изомерия органических соединений (А 14) Изомером 2-метилпропанола-1 является 1)метилизопропиловый эфир 2) пропанол-1 3) 2-метилбутанол-1 4)пропандиол-1,2 Ошибки: Ошибки: незнание межклассовой изомерии спиртов и простых эфиров
Химическое равновесие (А 21) Ошибки: незнание влияния концентрации реагирующих веществ на смещение равновесия
Общие химические свойства органических веществ (А 26) С бромной водой взаимодействует каждое из двух веществ: 1)этилен и бензол 2) бутадиен-1,3 и бутан 3) этан и этен 4) бутин-1 и пентадиен-1,3 Ошибки: неумение сравнивать и находить общие свойства веществ разных классов
Химические свойства органических веществ (А27) Альдегид получается при гидратации 1)этина 2) пропина 3) бутина-1 4) пентина-1 Ошибки: применение правила Марковникова для определения продуктов реакции
Свойства амфотерных гидроксидов (В 3) Ошибки: определение продуктов взаимодействия амфотерных гидроксидов со щелочами при сплавлении и в растворе
Гидролиз (В4) Ошибки: неправильное определение силы кислот и оснований как электролитов
Свойства угловодородов (В 6) Ошибки: не знают реакции альдегида со спиртами Ошибки: не знают отношение амина к воде и плотность по воздуху Ошибки: не знают механизм реакции присоединения этилена и воды в присутствии катализатора
Свойства кислородсодержащих органических веществ (В 7) В отличие от фенола метанол 1)взаимодействует с растворами щелочей 2)вступает в реакции поликонденсации 3)взаимодействует с бромоводородом 4)при окислении образует формальдегид 5)вступает в реакции этерификации 6)реагирует с хлоридом железа (III) Ошибки: сравнение свойств веществ разных классов
Свойства неорганических веществ (С 2) Даны вещества: йод, азотная кислота (конц.), сероводород и кислород. Написать 4 уравнения реакций взаимодействия веществ. Рассуждения: а)концентрированная азотная кислота и кислород - окислители; б) йод и сероводород – восстановители; в) сероводород – более сильный восстановитель, чем йод. Взаимодействие между сероводородом и кислородом, а также уравнение взаимодействия азотной кислоты с сероводородом учащиеся пишут, а между йодом и сероводородом, между йодом и азотной кислотой -нет. Ошибки: неумение устанавливать связь между проявлением окислительно-восстановительных свойств веществ и характерными степенями окисления химических элементов
Комбинированная задача(С4) Ошибки: определение избытка вещества и расчет общей массы раствора с исключением выделившегося газа
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2011года 1.Организация целенаправленной работы по систематизации и обобщению учебного материала, которая должна быть направлена на развитие умений выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания 2. Обращать особое внимание на взаимосвязь состава, строения и свойств веществ 3.Для успешного формирования важнейших теоретических понятий в учебном процессе целесообразно использовать различные по форме упражнения и задания на применение этих понятий в различных ситуациях. 4.Необходимо добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор адекватной последовательности действий