Основы программирования Паскаль
Паскаль ( англ. Pascal) язык программирования общего назначения. Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в годах. В 1986 году фирма Apple Computer разработала объектное расширение языка Паскаль, получив в результате Object Pascal. Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного ( процедурного ) программирования. Паскаль язык структурного программирования, что означает, что программа состоит из выполняющихся последовательно отдельных стандартных операторов,
Таким образом, простейшая программа на Паскале будет выглядеть следующим образом : program p; begin end. Программа не выполняет никаких действий и содержит пустой блок операторов.
Пример программы, выводящей строку «Hello, world!»: program HelloWorld; Begin writeln('Hello, World!') { оператор вывода строки } end.
Переменная Переменная поименованная область памяти, адрес которой можно использовать для осуществления доступа к данным. Данные, находящиеся в переменной ( то есть по данному адресу памяти ), называются значением этой переменной. В паскале строгая типизация. Т. е. у каждой переменной есть предопределенный тип.
Типы данных : Простые переменные - целочисленные (integer) - рациональные (real) - текст (string) - Булевы (boolean) - символьные (char) Массивы ( более развернуто будет рассматриваться в дальнейших занятиях ) - множество однотипных переменных - индексы - многомерные массивы
Секция объявления переменных var { секция объявления переменных } r: Real; { переменная вещественного типа } i: Integer; { переменная целого типа } c: Char; { переменная - символ } b: Boolean; { логическая переменная } s: String; { переменная строки }
Структурное программирование Паскаль язык структурного программирования, что означает, что программа состоит из выполняющихся последовательно отдельных стандартных операторов, в идеале без использования команды GOTO.
Пример блок - схемы
Примеры некоторых структур : if else Условный блок if (a > b) then { условный оператор } writeln(' Условие выполнилось ') else { else- секция - может отсутствовать } writeln(' Условие не выполнилось ');
Примеры некоторых структур : while Цикл while while (a b) do { цикл с предусловием } writeln(' Ожидание ');
Примеры некоторых структур : for Цикл for for (i := 1 to 10) do { итерационный цикл } writeln(i*i*i);
Примеры некоторых структур : Объединяющий блок Объединяющий блок begin { объединяющий блок } // что то есть end;
Некоторые стандартные команды clrscr; // стирает лишние символы экрана консоли ( во время выполнения ). Нужно подключить библиотеку CRT; read(); readln();// считывание данных с консоли write(); writeln();// вывод даных на консоль beep();// звуковой сигнал
Операторы +,-,*,/// стандартные арифметические операторы =// оператор равенства :=// оператор присваивания
Моменты, на которые нужно обратить внимание : Все переменные, которые используются должны быть объявлены в самом начале ; После завершения каждой команды ставится «;» У каждого begin должен быть свой закрывающий end c ";"( а у самого конечного с ".") Блок - схема однозначно переписывается в паскалевый код Соблюдайте отступы, чтобы легко было читать код
Немного попрактикуемся Задание : Перепишем программу на паскале, которую рассматривали на прошлом занятии.
Спасибо за внимание !