Воспитание культуры общения старшеклассников во внеурочное время Выполнила учитель географии МБОУ Барвихинская СОШ Одинцовского района Домрачева Е. А.
« Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.» Ф. Энгельс Общение способствует : - процессу воспитания ; - развитию личности ; - деятельности во всех сферах, где необходима передача, усвоение информации.
Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться 1. Общению нужно учиться 2. Общению нужно учить
Образовательная стратегия - инициатива « Наша новая школа » Молодой человек должен обладать способностью быстро адаптироваться к новым условиям, постоянно пополнять свои знания и строить свои отношения с другими людьми на принципах взаимного уважения, соучастия и сотрудничества.
Требования Государственного образовательного стандарта Воспитание культуры общения включает 1. понимание старшеклассником самого себя как : - члена семьи - члена ученического коллектива - общества в целом ; 2. Необходимость овладения способами передачи информации и ее приема ; 3. Знание общечеловеческих нравственных норм, правил речевого этикета, способов оценки своих поступков, поведения.
Культура общения формируется в школе. Тема общения рассматривалась многими учеными, педагогами, психологами. Л. С. Выготский А. Н. Леонтьев
« Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь » словарь Ожегова Субъект общения Коммуниканты (партнеры по общению)
Функции общения : - коммуникация ( обмен информацией ) - интеракция ( обмен действиями ) - социальная перцепция ( восприятие людьми друг друга ) Элементарной функцией общения является достижение взаимопонимания.
Стадии общения : зная их, можно прогнозировать результаты взаимодействия 1. Ориентировка в окружающих условиях. 2. Привлечение внимания коммуникантов. 3. Поиск совместимости коммуникантов 4. Обмен и оценка фактов, поиск общей точки зрения. 5. Творческое взаимодействие 6. Принятие общего решения.
Виды общения : 1. Контактное и дистантное. 2. Непосредственное и опосредованное. 3. Устное и письменное. 4. Диалогическое и монологическое. 5. Межличностное и массовое. 6. Частное и официальное.
Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я
Воспитание культуры общения старшеклассников во внеурочное время - составная часть учебно - воспитательного процесса в школе Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы по формированию культуры общения старшеклассников. Формы воспитательной работы – это варианты организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного дела.
Формы внеурочной работы по воспитанию культуры общения старшеклассников : 1. Огоньки знакомств 2. Экспромты 3. Театрализованные представления 4. Конкурсные и шоу - программы 5. Социальные проекты 6. Интеллектуальные игры 7. Трудовые дела 8. Экскурсии 9. Веселые старты 10. Гостиные 11. Игры на местности 12. Саморазвивающийся спектакль 13. Тренинги
Культура общения – это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность Соблюдение этих правил – показатель уровня образования и культуры человека в целом Чем полнее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществляться любая деятельность человека