учитель Основы православной культуры Бережнева И.Н.
Цели урока: Дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан; Помочь осознать, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей.
Задачи урока: обучающая: познакомиться с христианским пониманием чуда, понять, что причиной доброделания может быть вера в него; развивающая: уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей - веры, надежды, любви; приобщить к произведениям русской литературы (святочный рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»); воспитательная: осознать, что для верующего доброделание есть норма его жизни.
Вера не от чуда рождается, а чудо от веры. Федор Достоевский
Словарная работа Предания- легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом. Пустые щи- щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне. Изможденный - крайне изнуренный, утомленный Роковой- 1) (устаревшее) приносящий горе, как бы предопределенный судьбой, роком; 2) решающий, определяющий дальнейшее; 3) имеющий тяжелые или гибельные последствия. Риза- облачение, одежда священника для богослужения. Сюртук- мужская двубортная одежда в талию с длинными полами. Сочельник- (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения. Слыть- быть известным в качестве кого(чего)-нибудь.
Иллюстрации к рассказу
Профессор Н.И. Пирогов
Обсуждение рассказа по вопросам: 1)Почему незнакомец в парке подсел на скамейку к Мерцалову? Выбери ответ: Незнакомец был врачом, ему было интересно заниматься с больными людьми. Он просто, когда учился, давал клятву Гиппократа (обязательство оказывать помощь больному) и поэтому должен был обязательно помогать любому больному. Пирогов испытывал сострадание к тем, кому на самом деле было плохо, не только физически, но и душевно. Ведь Мерцалов не болен: он оказался в безвыходной ситуации. 2) А как считаешь ты? 3) Как восприняли Мерцаловы случившееся с ними?
Познакомься с афоризмами Какой из них может служить своеобразным итогом ваших размышлений над рассказом? Чудо это событие, которое рождает веру. Джордж Бернард Шоу Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения - это величайшие на свете чудеса. Вольтер Не жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам. Неизвестный автор
Осмысление прочитанного но вопросам: Почему христиане стремятся творить добро? Что такое чудо? Что общего между рассказами А.И.Куприна и Патриарха Кирилла? Откуда пришло чудо, и кто его сотворил? Что формирует характер человека? Назовите главные христианские добродетели.
Самостоятельная работа учащихся: 1. Напишите в каждой свече названия главных христианских добродетелей. В какие чудеса стоит верить людям 2. Напиши на лепестках добродетели, которые ты можешь воспитать в себе. 3. В какие чудеса следует верить людям? 4. Чудеса творит Бог. Иногда он творит их через людей. Сможешь ли ты стать участником такого чуда?
Домашнее задание подготовить сообщение о докторе Н.И. Пирогове «Христианские добродетели чудесного доктора» или ответить на вопрос: «Какие чудеса встретились в твоей жизни?»
Список литературы: Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Статья Ученика Основы православной культуры 4-5
Дорогие ребята, спасибо за сотрудничество