СМИ в меняющейся России: экономическое измерение Проф. Е.Л. Вартанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальная ответственность СМИ в условиях становления медиабизнеса Проф. Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Advertisements

РЫНОК СМИ И КНИГОИЗДАНИЯ В 2006 ГОДУ ОБЪЁМ И СТРУКТУРА РЫНКА В МЛРД. ДОЛЛ. США по данным Роспечати 1.
Выступление на тему: «Информационное партнёрство: Власть-Общество-СМИ» Г.Н. Кудий - заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания.
Гражданское общество и государство. Структура гражданского общества: 1.Негосударственные социально-экономические отношения и институты. 2.Независимые производители.
Экономика и менеджемнт СМИ Введение. = Контент: печатные (книги, журналы), электронные (фильмы, ТВ, радио, игры, музыка, интернет, мобильный контент)
МЕСТО «ТЕМАТИЧЕСКОГО» ТЕЛЕВИДЕНИЯ В МЕДИА РЕКЛАМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Рынок наружной рекламы в России А.Березкин («ЭСПАР-Аналитик»)
Бизнес-планирование Занятие 4 НГУ 2008 Предприятие, которое неудачно планирует, планирует неудачу.
Рыночные стратегии предприятий СМИ. Причины укрупнения медиа- холдингов Из личных амбиций и стремлений собственников компаний расширить свой бизнес. Они.
Десятая ежегодная конференция ЗАО "Сегодня-Пресс-Воронеж" мая 2007 г.
МЕСТО ТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В МЕДИА РЕКЛАМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Рынок СМИ Профессор Елена Вартанова Кафедра теории и экономики СМИ Факультет журналистики МГУ 2012/2013 учебный год.
Формирование повестки дня в российских СМИ и концепция социальной ответственности Профессор Елена Вартанова.
Подготовил : Толок Алексей и команда 5. - технологическую революцию ; - концентрацию и централизацию капитала ; - интеграцию международного бизнеса ;
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Интернет-ТВ: тенденции 2010 года Интернет-ТВ: тенденции 2010 года.
РОССИЙСКИЙ РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК: итоги 2008 года. СОДЕРЖАНИЕ СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ МОСКОВСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ.
Презентация по исследованию емкости рекламного рынка в сегменте печатных СМИ.
СМИ и журналистика в современном обществе Проф., д.ф.н. Е.Л. Вартанова Доц. д.ф.н. Г.Г. Щепилова.
Рынок интернет-рекламы в Беларуси: тенденции и особенности. Беларусь Сентябрь 2009.
Транксрипт:

СМИ в меняющейся России: экономическое измерение Проф. Е.Л. Вартанова

Медиасистемы в рыночном обществе Д. Маккуэйл: изменения в целях медиаполитики в последние годы – дерегулирование, большее подчинение СМИ законам рынка, усилению роли последнего в организации и управлении медиаорганизаций Г. Мердок и П. Голдинг: маркетизация СМИ как попытка вмешательства в деятельность медиакомпаний с целью увеличить свободу действий крупных корпораций К. Спаркс: многогранный процесс изменения СМИ на постсоветском пространстве –политика возникновение плюрализма (конкуренция, политическая ангажированность, политизация, демократизация – возможна) –экономика коммодификация (коммерциализация, стратификация общества, деполитизация, антидемократизация – возможна) –технология оцифровка (фрагментация и концентрация, поляризация и неравенство, новые возможности для разнообразия, демократизация и антидемократизация – возможны)

«Парадокс разнообразия» Развитие российского рынка СМИ вызвало количественный рост медиасистемы –ТВ-станции: 5254 –Радиостанции: 3769 –Газеты: –Журналы: –Альманахи: 1378 –Другие печатные СМИ: 5610 В основе количественного роста лежит развитие рынка рекламы: ежегодный прирост (с 1998 г.) на уровне 30% (в %) Объем: –2006: 180,9 (млрд. руб.) –2008: 267,0

Реклама как определяющий фактор структуры СМИ Как и везде в мире, структура рекламного рынка в России формирует структуру национальной медиасистемы –Доминирование федерального ТВ, радиосети, значительная роль местных газет, рост числа и тиражей журналов и т.п. Тенденции на рынке производства содержания напрямую связаны с интересами рекламодателей потребительского рынка –Динамика жанров и форматов, новые отношения между производителями книг, фильмов и «продакт-плейсментом», коммерциализация журналистских материалов (развлекательность, инфотеймент, таблоидизация)

2000 годы: Тенденции на российском медиарынке Изменения в медиаструктурах: новое соотношение бизнес-моделей –Печатные (= платные) vs. вещательные (= бесплатные) СМИ –Изменение роли таких факторов, как социальная и/или этническая принадлежность, пол, религиозные убеждения, в формировании интереса и форм доступа к СМИ Активные стратегии роста крупнейших медиакомпаний (концентрация, направленная на объединение различный стадий производственной цепочки, подчинение центростремительным тенденциям в сфере распространения СМИ и рекламы Возникновение «чистого» капитала СМИ (СТС, ТНТ, региональный бизнес) –в 2006 г. более 2 млрд. долл. было потрачено на сделки по слиянию и поглощению (M&A) в российском медиабизнесе –В 2008 г. реальная капитализация 10 крупнейших медиакомпаний в России достигала и даже превышала 500 млн. долл.

Тенденции в медиасистеме России Регионализация медиарынков/медиарынка Становление рынка производства содержания Сегментация общества/аудитории, вызывающие изменения в типологии Конвергенция

Тенденции в медиасистеме России (1) Регионализация медиарынков/медиарынка –2/3 газетных тиражей приходятся на долю региональных и местных изданий, что не в последнюю очередь отражает запрос региональных рекламодателей –влияние систем распространения – региональных/местных на печатных рынках, национальной – на телевизионном рынке –потребность аудитории в местных новостях, потеря национальной повестки дня в журналистике Становление рынка производства содержания –потребность медиаорганизаций в новых телеформатах – сериалах, кинофильмах, ток-шоу, играх и т.п. –рост числа российских сериалов: 1997 – 103, 2005 – 538 –инвестиции в сегмент производства содержания

Тенденции в медиасистеме России (2) Сегментация общества/аудитории, вызывающие изменения в типологии –развитие аудитории как результат социальной динамики –активная диверсификация содержания СМИ по 2 основным направлениям – «стиль жизнь» и специализированный сегмент (B2B) –новые типы СМИ Конвергенция –становление интернета как составной части медиасистемы медиапотребление рекламный рынок

Заключительные соображения Экономическое состояние оказывает прямое воздействие на состояние медиарынка и медиасистемы Экономическое развитие порождает социальную динамику, которая формирует новые запросы на содержание СМИ (каналы+контент) со стороны аудитории Однако: экономические процессы находятся под значительным влиянием культуры (прежде всего под ее проявлениями в политической и профессиональной сферах) –Отсутствие новых политических практик (неразвитые система политических партий, гражданское общество, недостаточная социальная активность индивидуумов и т.п.) –Сохранение моральной легитимности инструментальных способов использования СМИ –Роль авторитарных/патерналистских традиций в политических и медиапрактиках –Сохранение враждебности в отношениях «государство – общество/человек» –Интегрированность политической и бизнес-элит (в контексте почти полной неразвитость малого и среднего бизнеса)