Выразительные возможности односоставных предложений.
Цели урока: 1) обобщение знаний об употреблении односоставных предложений; 2)формирование ассоциативного мышления, культуры речевого общения; освоение новых видов работы с текстом и словом в тексте; формирование навыков исследовательской работы; 3)воспитание осознанного отношения к русскому языку.
Оборудование: -тексты произведений А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, И.С.Тургенева, И.А.Бунина; -словари; -фотографии с изображением музеев- усадеб русских писателей.
Формулирование темы и цели урока: Я приглашаю вас на очередную беседу о русском языке как источнике нескончаемых открытий. Какую тему мы изучали на протяжении нескольких уроков? Как вы думаете, чем сегодня мы с вами займемся? Да, мы обобщим знания об односоставных предложениях, но и рассмотрим их выразительные возможности, попробуем научиться постигать через слово культуру русского народа.
1 этап: Это непростое простое предложение. Задание 1-го уровня. Сделайте синтаксический разбор предложений: 1)Помню раннее, свежее, тихое утро. 2)А в доме старинном так грустно среди непогоды ночной! 3)Не бойся скуки деревенской, предай забвенью мишуру! 4)Во дворе становится сумрачно и сыровато. 5)Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять его жизнь и творчество.
Задания 2-го уровня. Найдите двусоставные предлжения. Перестройте их в односоставные. Как изменился смысл предложений? 1)За рекой девушки поют в два голоса. 2)У нас в доме любили в эту пору «сумерничать». 3)Зимою ставни закрывались рано. 4)В новый дом первой впускают кошку. 5)Через час прислуга запирает двери.
Задание 3-го уровня. По данным формам составьте предложения, определите их тип. 1)Глагол 3-го л. ед. ч.; 2)глагол 3-го л. мн. ч. 3)глагол 2-го л. ед. ч.;4)глагол ср.р. 5)глагол прош. вр.мн.ч.; 6)глагол ж.р. 7)глагол сослаг.накл.мн. ч.; 8)инфинитив; 9)существительное в Им.п.
2 этап. Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит. М.В.Ломоносов
Анализ текста. Прочитаем отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Каковы тема и основная мысль текста? Каким настроением проникнут отрывок? Предложения какого типа преобладают в этом отрывке? Каково их художественное назначение? Сделайте вывод о выразительных возможностях односоставных предложений.
3 этап. Люблю обычные слова, Как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло. И в этом наше ремесло. Д.Самойлов
Усадьба. Какие ассоциации оно у вас вызывает? Дворянская усадьба; Большой дом, рядом – роща, пруд; Музей-усадьба; Что-то прочное, вечное, основательное; Приусадебное хозяйство…
Сообщение по словарям. 1)Усада ж., усадьба, усадебка, зап. Усадище, усадбище ср. господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом… Под усадьбой… земли три десятины (Даль 1956: 510)
2)Усадьба.1.Отдельный дом со всеми примыкающими строениями, угодьями. Крестьянская у. Помещичья у. 2.Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза. Центральная усадьба. 3.В сельской местности: участок земли при доме// уменьш. Усадебка…// прил.усадебный… (Ожегов, Шведова 1999: 838)
Исследование. Работа в группах. Попытайтесь определить, какие особенности мира дворянской усадьбы отражены в отрывках. А.С.Пушкин «…Вновь я посетил…» С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова- внука» Л.Н.Толстой «Война и мир» И.С.Тургенев «Дворянское гнездо» И.А.Бунин «Антоновские яблоки»
Результат работы: Прочность и спокойствие (А.С.Пушкин) Счастливый мир детства, прочные традиции семьи и рода (С.Т.Аксаков) Постоянная смена поколений – жизнь продолжается (Л.Н.Толстой) Любовь к приметам родного дома (И.С.Тургенев) Тишина и чистота, гнездо (И.А.Бунин)
Новое содержание слова: Дом, родительский дом; Большая семья; Чувство прочности и спокойствия; Знакомые с детства запахи, звуки, цвета; Праздники, обряды, традиции; «Когда хорошо на душе»; Источник вдохновения; Россия.
Творческая работа Создать синквейн, где ключевым словом будет слово усадьба. 1-я группа. С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (Глава «Чурасово» со слов «Я желал воротиться… в Багрово… до слов я очень обрадовался, когда стали поговаривать об отъезде» 2-я группа. А.С.Пушкин «…Вновь я посетил…» 3-я группа. И.С.Тургенев «Дворянское гнездо» (гл.18).
1 группа. Усадьба. Упорядоченный, спокойный, устойчивый. Воспитывает, роднит, заботится. Ты для ребенка – вселенная. Семья.
2 группа. Усадьба. Минувшее. Настоящее. Будущее. Приветствует, живет, разрастается. В чем смысл жизни? Жизнь.
3 группа. Усадьба. Ветхая, опустелая, тихая. Помнит, дремлет, молчит. Какая сила в этой тишине! Родина.
Итог урока. Усадьба для русского человека – Это воплощение мира человеческих ценностей; Это семья; Это счастливое детство; Это малая родина; Это символ жизни; Это «приют спокойствия, трудов и вдохновения» для русских деятелей культуры.
Назовите имения, где жили и творили русские поэты и писатели, художники и композиторы. А.С.Пушкин – Михайловское. Л.Н.Толстой – Ясная Поляна. И.С.Тургенев – Спасское-Лутовиново. М. Глинка – Новоспасское.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. НАПИШИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЭССЕ НА ТЕМЫ: 1) «ВСПОМИНАЕТСЯ МНЕ…» 2)СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ 3) «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ – НАЧАЛО НАЧАЛ…»